5 шагов, чтобы выбрать онлайн-занятие для ребёнка

Опубликовано: 2020-07-27 03:00:18



Начало учебного года — это не только школа, уроки и домашка, но и кружки. Кто-то вернётся в привычный офлайн, но некоторые родители, которым в изоляции удалось понять и принять онлайн-форматы, готовы рассмотреть в качестве дополнительных занятий удалённый кружок рисования или английский с репетитором в зуме. Наш блогер Зоя Зимелёва рассказывает, как организовать онлайн-досуг, чтобы и ребёнку, и семье было комфортно.

Рассылка «Мела»Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

За последние полгода наша жизнь заметно изменилась. На ком-то это сказалось больше, на ком-то — меньше, но как бы то ни было, мы все без исключения оказались в интернете. И произошло это отчасти даже не по нашей воле.

Скоро первое сентября, а значит — родителям предстоит столкнуться с новыми логистическими вызовами: определиться, куда будет ходить их ребёнок и чем заниматься. Помимо технических сложностей — совместить расписания, организовать дорогу — надо определиться с главным: чему именно отдать предпочтение? Логичным выбором сегодня кажется перевести некоторые занятия в онлайн, тем более, что мы вроде бы уже неплохо поднаторели в понимании виртуальной реальности и её влияния.

Но мы всё ещё недооцениваем риски и опасности, подстерегающие нас и наших детей за этим форматом. Да, для нас, взрослых людей, такой переход возможно и не сказался на мировосприятии и образе жизни в целом. Хотя даже взрослые впадают в интернет-зависимость и им приходится как-то с этим разбираться. Что уж говорить про детей, чья психика ещё только формируется и окончательно стабилизируется ближе к 20 годам?

Так что перевести детский досуг в онлайн — это далеко не лёгкая и приятная прогулочка. На самом деле, это труд

Труд отлаживания и структурирования процесса. Выбора педагога и курса. Формирования здоровых привычек в обхождении с онлайн-занятиями. Попробуем разобраться, почему, а главное, что нам с этим делать, раз уж без виртуальной реальности сейчас стало не обойтись.

1. Смотрим на возрастные ограничения и берём пробные уроки

Старайтесь не выбирать онлайн-занятия для детей младше 4,5-5 лет. А тем, кто постарше, не забывайте помогать: и технически, и содержательно. Иногда без этого бывает невозможно справиться со сложностями.

Есть дети, которые на интересе и внутренней вовлеченности готовы выдержать часовое занятие. А иногда даже полуторачасовое. Да, они существуют, я видела их своими собственными глазами. Но они скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще объём детского внимания сильно ограничен: 15-20 минут максимум. Потом требуется переключение и смена деятельности. К сожалению, часто организаторы не учитывают этих особенностей и пытаются привлечь родителей (ведь именно они являются заказчиками развлекательно-образовательных услуг) меганасыщенной программой занятий и обещанием результатов. Здесь важно понимать, что подобная подача обслуживает прежде всего потребности родителей в умненьком и благоразумном ребёнке. А потребности самого ребёнка нередко находятся в несколько параллельной вселенной.

Если ребёнку нужно выключить камеру, пробежаться по квартире или уйти с занятия — не принуждайте его безотрывно следить за происходящим на экране. Даже взрослому человеку это трудно. Отнеситесь, пожалуйста, к этому с пониманием. Другое дело, что именно от нас, родителей, зависит, будет ли ребенок маяться и скучать на однообразном занятии, длящемся целый час, или будет заинтересован и увлечён благодаря целенаправленному переключению внимания и смены конкретных видов деятельности преподавателем.

Если вы не можете удержаться и всё-таки хотите приобщить, скажем, трёхлетку к компьютерной культуре, то пусть это будет очень пунктирное знакомство по 5-10 минут с максимально лёгким содержанием. Ни о каких систематических онлайн-уроках здесь не должно идти речи. Только развлечение. Поверьте, этого будет более чем достаточно.

И, возвращаясь к началу нашего разговора, акцентирую еще раз: онлайн-занятия — это далеко не то, что вас освободит на 2-3 часа в неделю. В перспективе и при грамотной организации — возможно, да. Но не прямо сейчас, с первых попыток и шагов.

Читайте также:

Образование после пандемии: что стоит взять из дистанционки в будущее

И не пренебрегайте пробными занятиями. Не стоит выбирать курс или кружок, исходя из описания и привлекательной на ваш взгляд программы. Живой контакт ребенка с преподавателем гораздо важнее. Ну и личность педагога, конечно же! А программа — это вещь вторичная.

2. Смотрим на индивидуальные особенности ребёнка

Важно следовать интересам ребёнка и не отдавать его на занятия по принципу «подтянуть слабые стороны», если то, чем там предстоит заниматься, совсем его не воодушевляет.

Но не менее важно понимать, какого поведения ожидать от ребёнка в группе. Хорошо, если ребёнок активный и может за себя постоять. Если он задаёт много вопросов преподавателю и не даёт себя в обиду. В этом случае пусть педагог сам его направляет. Неплохой вариант — если ребёнок предпочитает больше наблюдать, чем проявляться. В этом случае важно, чтобы интерес поддерживался, и ребёнок не терял нить происходящего на занятиях.

К сожалению, есть ещё третий вариант: ребёнок хочет себя проявить, а социальных навыков ему пока не хватает. Здесь онлайн-формат скорее усугубит положение

В этом случае не стоит рассчитывать на преподавателя, ведь не всякий будет разбираться, почему участник группы не врывается в процесс. Такому ребёнку важна ваша помощь и поддержка как в формулировке своих вопросов, так и в способах обратить на себя внимание.

3. Осознаем свою, родительскую, мотивацию и минимизируем её влияние

На самом деле, именно та мотивация, с которой вы записываете ребёнка на занятия, в конечном счёте будет играть решающую роль в том, каким опытом станет для вас обоих это времяпровождение.

Родители сегодня очень боятся оставить ребёнка, предоставленного самому себе. Поэтому мы не перестаём гуглить все мыслимые и не очень варианты досуга и стараемся забить время ребёнка, лишь бы он не сидел без дела и не шлялся где попало и с кем попало. Это — тупиковая ветвь эволюции. По двум причинам:

1. Свободное время ребёнку жизненно необходимо. И его должно быть много.

2. Разочарование от дурацкого опыта может быть в разы хуже, чем хождение без дела по квартире и скука, в которой нередко рождаются блестящие идеи.

Поэтому важно унять родительскую тревогу и спокойно и рассудительно (желательно совместно с ребёнком) обсудить желания и интересы, и подобрать то, что будет дарить радость и развивать.

Читайте также:

Сколько кружков нужно дошкольнику

А ещё родители часто выбирают занятия для ребёнка, исходя из личных амбиций: часто это кружки, ориентированные на результат — с наградами, соревнованиями. И, конечно, это занятия с максимальной полезностью и информативностью. Всё это бесполезно. Вам стоит обратить своё внимание на то, получает ли ребёнок удовольствие от процесса, и учитывается ли педагогом специфика детского восприятия и познания мира.

Позволю себе повторить ставшую уже расхожей истину про детскую реальность: дети постигают мир в игре. И это буквально единственный путь, в русле которого происходит развитие личности на этапе детства. Другого пути, простите, но нет. Так что если на ваших занятиях с детьми играют, материал подаётся через игру и непроизвольное внимание, а дети рады и счастливы — это хороший вариант. В противном случае — вы просто зря потратите деньги.

4. Профилактируем зависимость

Допустим, вы всё сделали правильно. Курсы выбраны, ребёнок доволен, можно расслабиться. Но ненадолго. Теперь дело осталось за малым: вписать онлайн-нагрузку в жизнь вашей семьи так, чтобы она не стала для ребёнка самой яркой отдушиной. В противном случае, существует риск возникновения интернет-зависимости. Чтобы этого избежать, необходимо поддерживать максимально насыщенную жизнь в офлайне. Ведь ребёнку по-прежнему будут нужны мама и папа, совместные дела и задушевные разговоры. Пожалуйста, будьте к этому внимательны. И да, для этого тоже понадобится время, силы и ваше внимание.

5. Ищем и удерживаем баланс

Знакомство с темой виртуального детского досуга — это вопрос баланса. Даже не надейтесь, что баланс в теме организации детской активности онлайн может быть достигнут раз и навсегда. Скорее всего, вам придётся переоценивать положение дел в этом вопросе как минимум несколько раз в год, если не в месяц. Однако я глубоко убеждена, что затраченные усилия будут вознаграждены. И когда вы сформируете своё, персональное и внятное, отношение к онлайн-курсам, которые посещает ваш ребёнок, эта область перестанет вызывать сильную растерянность и тревогу.


В целом, типичные ошибки родителей относительно дополнительного онлайн-образования можно описать примерно так: мы становимся одержимы какой-то идеей развития ребенка и перестаём видеть, что непосредственно происходит с ним в процессе и как это влияет на отношения между нами. Насколько ребёнок увлечён в настоящий момент или, наоборот, потерял интерес, а может быть, столкнулся с какой-то трудностью в предмете или в отношениях. Тогда нам становится сложно поддерживать его или помогать преодолевать возникшую проблему. Более того, мы можем пропустить ситуацию, в которой лучше сделать паузу и отступить, бросив кружок, и попробовать что-то другое.

Читайте также:

Что делать, если ребёнок хочет бросить кружок или секцию

Мне было важно высказаться по теме выбора онлайн-кружка не только потому, что я, как психолог, специализирующийся на развитии личности, заинтересована делиться своими наблюдениями. Но ещё и потому что данная тема касается меня лично.

В настоящее время я — живой пример человека, который практически живёт в онлайне. Но это не лишает меня понимания, в какие ограничения в связи с этим я попадаю. Буду ли я в связи с учётом всего вышесказанного выбирать для себя и своего ребенка виртуальные кружки и курсы? Однозначно да. Буду ли я при первой возможности бежать на офлайн-мероприятие? Тоже да! Буду ли я искать в этом золотую середину? Определённо. Смогу ли её найти? Вряд ли. Но это не значит, что не стоит пытаться.

Конечно, всё происходящее важно оценивать в контексте. Если бы год назад мне сказали, что моя дочка будет болтать с Алисой, я бы улыбнулась и сказала, что это чушь. К сожалению, на самоизоляции это почти стало реальностью. Что интересно: в условиях карантина беседы с Алисой совсем не выглядели бредом. Это я к тому, что давайте всё-таки будем принимать взвешенные решения в существующих предлагаемых обстоятельствах. Давайте будем пользоваться всеми преимуществами прогресса мудро и без фанатизма.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Mari Dambi

Related posts