Лариса Кузьминская, президент общественного Фонда содействия развитию современной поэзии «СВЕТОЧ», на литературном салоне 22 февраля 2020 года в Москве представила широкой публике поэта и писателя Александру Крючкову как живого классика. Конечно, в список «классиков» литератора, даже оцененного при жизни многочисленными победами на Литературном Олимпе, вносит само время. Но в современной литературе есть личности исключительные, чей свет заметен уже сейчас, чьи произведения на порядок выше публикуемого не только в соцсетях и на сервисах свободных публикаций, но и произведений маститых авторов солидных литературных журналов, потому что слова их бесконечно живые и трогают до глубины души. Такова проза и поэзия Александры Крючковой.
Что же отличает «живого классика» от «многих-прочих»?
Процитируем письмо Бориса Пастернака Марку Ватагину от 15 декабря 1955 года:
«Этот отбор производит не вкус, не гений автора, а тайная побочная, никогда вначале не известная, всегда с опозданием распознаваемая сила, видимостью безусловности сковывающая произвол автора, без чего он запутался бы в безмерной свободе своих возможностей.
В одном случае это трагический задаток, присутствие меланхолической силы, впоследствии сказывающейся в виде преждевременного самоубийства, в другом – черта предвидения, раскрывающаяся потом посмертной победой, иногда только через сто лет, как это было со Стендалем».
Поэта выбирает сама судьба. У Александры Крючковой она поистине трагична, а творческий путь мистичен и полон озарений. Лишившись в ранней юности обоих родителей, Александра проявляет неподдельный интерес к потустороннему миру и посвящает себя вопросам веры.
В 1989 году, после крещения в Православие в Храме «Нечаянной радости» в Марьиной Роще, она училась в церковно-приходской школе при Богоявленском кафедральном Соборе в Елохове и пела на солее у левых алтарных врат в детском хоре во времена служения Патриарха Всея Руси Алексия II. Поскольку Храм Христа Спасителя построен ещё не был, большинство праздников Патриарх служил именно в Богоявленском Соборе, где часто общался с детьми из церковного хора. Годы, проведённые в храме, внесли свою лепту в творчество Крючковой: книга стихов «Храм Сердца» с посвящением матери, Патриарху Алексию II и Александру Блоку была передана автором в августе 2019 года с дарственной надписью архимандриту Евлогию (Иванову) – настоятелю Русского монастыря Святого Пантелеимона на Афоне в Греции – и принята с благодарностью.
Тесная связь с православным детством и поздней сердечной любовью к греческому Афону отражена и в романе «Матрица Пространства Времени. Исповедь призрака, или До и После. 40 ступенек Небытия», центральную часть которого занимают афонские истории, рассказы местных жителей, жития Святых и чудеса их икон, записанные автором в ходе её поездок в деревушку Урануполи, расположенную на границе со Святой Горой Афон. Обложкой первого издания романа послужила икона «Лествица», написанная на Афоне по благословению специально для этой книги.
Мистическая окраска творчества А. Крючковой вызвана не только глубоким изучением теософии и трудов Е. П. Блаватской, но и личным знакомством с победительницей «Битвы экстрасенсов» Нонной Хидирян, и практическими занятиями на семинарах Р. А. Мансуровой, фильм о которой «Чудеса исцеления» транслировался на Первом канале.
Название сборника ранних рассказов «Верите ли вы в призраков?», получившего положительную оценку критиков, сравнивших произведения Крючковой с Эдгаром По, говорит само за себя. Да и все её романы: «Книга Тайных Знаний», «Хранитель», «Матрица Пространства Времени. Исповедь призрака», объединенные в серию «Игра в Иную Реальность», мистичные и пронзительно глубокие, включают в себя энциклопедические знания из различных областей тайного и явного. В интервью с Евгением Степановым для журнала «ДЕТИ РА» Крючкова, не скрывающая своих экспериментов со Временем и Пространством, на вопрос об автобиографичности своей прозы: «Алиса ходит босиком по битому стеклу и раскаленным углям, попадает в Храм Души, слушает Музыку Сфер, сливается с Небом, неужели эта книга основана на реальных событиях?» даёт однозначный ответ: «Ещё в детстве один человек сказал мне: “Никогда не пиши о том, через что ты не прошла сама”».
Мистичны и стихи Александры Крючковой: «Голоса из Зазеркалья», «Звездочёт в Лавке снов», «Одинокая Колдунья в Карточном Домике». И даже пронзительная любовная лирика («Ностальгия по Атлантиде», «Ко-Фейное», «Не отдавай меня другим») пропитана глубокими философскими размышлениями, наполнена мистической символикой, предчувствиями, знаками и ароматами Иной Реальности. Мистическое начало связывает Крючкову и с поэтами Серебряного века. Критики и рецензенты неоднократно отмечали в её творчестве присутствие нот и отголосков поэзии А. Блока, М. Цветаевой и А. Ахматовой, к тому же и сама Александра посвятила им многие произведения. Так, в романе «Хранитель», преподнесенному автором в дар Елабужскому Государственному Музею Заповеднику и Музею М.И. Цветаевой в Борисоглебском переулке в Москве, описана таинственная поездка главной героини к Марине Цветаевой, а в заключительной части романа А. Блок, М. Цветаева и А. Ахматова являются ключевыми персонами в Библиотеке Вселенной. И неслучайно именно Александра Крючкова была удостоена чести зажечь традиционный цветаевский костер 5 октября 2013 года в Елабуге, который стал для поэтов уже священной исторической традицией.
Но тот, кто внимательно ознакомится с романами и стихами Александры Крючковой, придёт к однозначному выводу: у неё уникальный голос, оставляющий свой собственный литературный след в библиотеке вечности.
Книги Александры Крючковой на ЛитРес