Однажды мы предприняли большой исторический экскурс, рассмотрев историю грейдеров как типа техники с момента их появления в XIX веке как прицепных агрегатов и до недавних времен, когда они стали самоходными машинами, начиненными умными системами. На этот раз замахиваться на такое же масштабное исследование мы не стали и ограничились тем, что рассмотрели поближе несколько наиболее удачных, на наш взгляд, новинок и актуальных моделей, уже успевших заработать хорошую репутацию.
Как мы помним, главное предназначение грейдера — формирование профиля автомобильной (или железной) дороги, планировка откосов насыпей и кюветов и чистовое выравнивание поверхностей перед укладкой слоя бетона или асфальтобетона. Работая даже в удаленной от города местности, автогрейдер, управляемый опытным оператором, способен за неделю построить десять километров качественной грунтовой дороги — а при необходимости и распределить по поверхности слой дорожных одежд. И это еще не все. Во время обильных снегопадов на трассе, когда снежный покров измеряется десятками сантиметров, грейдер успешно справится с очисткой дорожного полотна даже там, где городская снегоочистительная техника отступает.
Но все же основная стихия машин этого типа — дорожное строительство. До того, как к работе приступят самосвалы со щебнем, катки и асфальтоукладчики, поверхность должна стать идеально ровной — или спрофилированной, как говорят дорожники. Делая проход за проходом поверх предыдущих следов, автогрейдер добивается максимально качественного результата. Его главный рабочий орган — отвал — срезает, перемещает и распределяет грунт. Как правило, ширина отвала у большинства автогрейдеров колеблется в пределах от трех до пяти метров. Грейдеры, которые применяют в местах открытых горных работ, имеют отвал шириной семь метров и более, но мы подобной узкоспециализированной техники в сегодняшнем обзоре касаться не будем.
Пожалуй, наиболее распространенными импортными машинами интересующего нас типа в России на сей день являются автогрейдеры производства компании Caterpillar. Но поскольку одну из моделей этого всемирно известного бренда мы довольно подробно рассматривали в прошлой статье о грейдерах, сейчас обратим внимание на их «младшего брата» — автогрейдеры марки SEM. Этот бренд вошел в портфель Caterpillar в 2008 году, чтобы стать оптимальным решением для достижения следующих целей бизнеса: низкие первоначальные инвестиции в совокупности с достаточной производительностью, простотой и надежностью машин. Достичь этого создателям техники SEM удалось благодаря опыту производства и разработки строительной техники компании Caterpillar.
Машины SEM позволяют компаниям вернуть вложения, сделанные в покупку техники, максимально быстро, что особенно важно для относительно некрупных предприятий, занимающих заметную нишу на евразийском рынке, включая Россию.
Под брендом SEM в настоящий момент выпускается несколько моделей автогрейдеров. Одна из машин — с индексом 922 — является полноприводной: привод осуществляется не только задней тандемной тележкой, но и подключаемым передним приводом. Отметим, что последний может быть отключен или включен с помощью переключателя в кабине оператора.
Передний привод — гидростатический замкнутый двунаправленный контур с электронным управлением — состоит из двух моторов и двух насосов хода и обеспечивает максимальный крутящий момент на любой скорости. В целом же полноприводный режим, благодаря увеличенному тяговому усилию, особенно полезен при работе на сыпучих или скользких поверхностях.
Теперь о заднем мосте. Он оснащен самоблокирующимся дифференциалом, что увеличивает проходимость грейдера и позволяет ему работать на различных покрытиях, не теряя при этом тягового усилия. Раздельные контуры тормозной системы с дисковыми тормозами сухого типа и пневмогидравлическим приводом обеспечивают высокое тормозное усилие и работоспособность контуров независимо друг от друга. Также отметим, что мост и тандемная тележка автогрейдера SEM разработаны и собраны на заводе Caterpillar в Китае.
Модель автогрейдера SEM 919 имеет массу в базовой комплектации 15 070 килограммов, а с рыхлителем и бульдозерным отвалом — 17 640 килограммов. Нагрузка на переднюю ось у нее составляет 4219 килограммов, на заднюю ось — 10 851 килограмм. Машина оборудована дизельным двигателем SDEC SC8D мощностью 140 киловатт. Максимальная высота отвала над поверхностью — 475 мм, максимальная глубина среза — 715 мм; предельный наклон верхней части отвала составляет 40° вперед и 5° назад.
Более мощная модель SEM 922AWD имеет массу 16 560 килограммов, а дополненная рыхлителем и передним бульдозерным отвалом — 18 330 килограммов. Нагрузка на его переднюю ось составляет 4968 килограммов, на заднюю — 11 592 килограмма. Силовой агрегат машины SDEC SC9D имеет мощность 162 киловатта. Рабочий диапазон отвала имеет те же характеристики, что и у предыдущей модели.
Довольно широкое распространение в России и странах ближнего зарубежья получили автогрейдеры всемирно известной марки спецтехники разного назначения CASE. Продуктовая линейка автогрейдеров CASE состоит из пяти моделей массой от 16 до 20,5 тонны, включающих три модели с колесной формулой 1х2х3 и две модели с колесной формулой 1х3х3. Именно они наиболее востребованы на рынке России.
Модель 865B AWD имеет массу 17,5 тонны и оснащена двигателем мощностью 220 л.с. 865B AWD при полном приводе остается в габаритных размерах (длина/ширина/высота) 8,53х2,55х3,2 метра. Модель 885B AWD массой 20,5 тонны оборудована силовой установкой мощностью 234 л.с.
На всех грейдерах CASE установлены двигатели FPT (Fiat Powertrain Technologies) объемом 6,7 литра с функцией изменения кривой мощности — Variable Horsepower, или VHP. При движении на низших передачах эта функция снижает мощность двигателя до установленного значения. При этом уменьшается пробуксовка колес, возрастает срок службы шин и снижается расход топлива. При движении на высоких передачах, когда сцепление с поверхностью достаточное, система VHP передает на колеса полную мощность двигателя, что позволяет быстрее перемещать грунт во время тяжелых работ, перемещать его большие объемы или очищать дорогу от снега. В итоге VHP позволяет минимизировать нагрузку на двигатель и достигать высокой топливной экономичности при сохранении высокой производительности.
На полноприводных грейдерах CASE устанавливают проверенную временем коробку переключения передач Funk с 8 передачами вперед и 4 назад. На неполноприводных моделях стоит КПП ZF с 6 передачами вперед и 3 назад. Характерной особенностью конструкции автогрейдеров CASE является использование гидротрансформатора с блокировкой, который обеспечивает прямое соединение двигателя с трансмиссией. Такое решение оказывается очень полезным при движении на большие расстояния или при работе на значительных дистанциях, что особенно высоко оценивается покупателями, чьи предприятия специализируются на строительстве и обслуживании дорог.
Гидравлическая система автогрейдеров CASE спроектирована таким образом, что оператор легко может выполнять несколько операций одновременно со скоростью, пропорциональной нажатию на рычаг управления. Кроме того, для сохранения точности выполняемых работ с течением времени автогрейдеры CASE имеют легко заменяемые изнашивающиеся вставки во всех истираемых элементах крепления тяговой рамы, поворотного круга и отвала.
В стандартных комплектациях на автогрейдеры 865B и 885В устанавливается большой средний отвал — у модели 885B он имеет ширину 4,27 метра. При этом толщина данного отвала — лучшая в классе: она составляет 22 мм.
Отличительная особенность автогрейдеров CASE — поворотный круг с самым большим диаметром — 1753 миллиметра — и с внешним зацеплением зубьев. Увеличенный диаметр за счет своего рычага позволяет сделать прилагаемую гидравлическую силу поворота круга более эффективной, а внешние зубья — исключить ударную нагрузку на редуктор поворотного круга. Кроме того, за счет большого количества зубьев увеличивается точность работ. При этом прочность самого круга обеспечивается благодаря круговой закалке зубьев.
Отличная обзорность для оператора достигается благодаря привычному расположению кабины на задней раме, большой площади остекления и узким стойкам кабины. Комфорту для персонала производителем уделяется традиционно высокое внимание, поэтому кабина любой из машин имеет все необходимое для производительной работы в течение смены. Таким образом, актуальный модельный ряд автогрейдеров CASE позволяет выполнять все типы работ по строительству, содержанию, ремонту и обслуживанию различных типов дорог с максимальным комфортом для оператора и минимальными затратами для владельца техники.
Немалая часть техники интересующего нас типа, работающей в России, — отечественного производства. Компания «ОМГ СДМ», входящая в машиностроительный холдинг UMG, ведет производство автогрейдеров на заводах «Брянский арсенал» и «Челябинские строительно-дорожные машины». В зависимости от класса и типа навесного оборудования эта техника обеспечивает выполнение всего спектра работ, для которых используются грейдеры. А именно: подготовка и профилирование трассы, рыхление земли и дорожных покрытий, снятие верхнего слоя почвы, строительство земляных сооружений (канавы, дамбы и прочее), распределение сыпучих материалов, зачистка придорожных кюветов, очистка от льда и снежных заносов, капитальный ремонт дорог, разработка выемки в грунтовом полотне под основание дороги, перемещение грунта в насыпь, разравнивание насыпного грунта и планировка поверхности, рыхление мерзлых грунтов, разрушение дорожных покрытий и перемещение материалов со стабилизирующими добавками при смешивании их на дороге.
В настоящее время «Брянский арсенал» — единственный отечественный производитель, выпускающий полный модельный ряд автогрейдеров. В зависимости от сферы применения, эта техника предлагается в различном исполнении — от моделей легкого класса до полнопри водных машин тяжелого класса.
Автогрейдеры серии ГС используются в землеройно-профилировочных работах на дорожном полотне в следующих сферах: дорожное строительство, коммунальное хозяйство; транспортное строительство, АПК. На машины устанавливаются следующие виды навесного оборудования: поворотный отвал, кирковщик заднего расположения, боковой грейдерный отвал, а также снегоочистители — плужный, поворотный, снегоочистительные ножи.
Грейдеры среднего класса ГС-14.02 эксплуатирующие организации выбирают как оптимальный инструмент для всесезонного содержания дорог. Для них характерны колесная формула 1х2х3, масса 13,5 тонны, мощность двигателя 110 кВт/150 л.с.
Грейдер полутяжелого класса ГС-18.05 обеспечивает высокое тяговое усилие, что расширяет спектр работ по содержанию и строительству дорог. Его колесная формула — 1х2х3, масса — 16,4 тонны, мощность двигателя — 132 кВт/179 л.с. Трансмиссия грейдера обеспечивает оптимальное тяговое усилие и экономичность. Вынос отвала на 90° (слева, справа) позволяет эффективно выполнять работы на откосах и обочинах без применения дополнительного оборудования. Полноповоротный̆ грейдерный̆ отвал обеспечивает высокую производительность машины, позволяя работать при движении задним ходом. Производителем предлагается широкая гамма навесного рабочего оборудования для установки на переднюю и заднюю полурамы. Зубчатый венец внешнего зацепления позволяет передавать значительные усилия при повороте отвала. Капотная система автогрейдера обеспечивает удобный доступ к двигателю для проведения сервисного обслуживания. Надежные дизельные двигатели машин адаптированы к самым тяжелым условиям эксплуатации. Что касается кабины, просторная и безопасная, она соответствует требованиям FOPS, ROPS, обеспечивая отличную обзорность рабочей̆ зоны и комфортные условия для оператора.
Автогрейдеры серии TG также оборудованы максимально удобной кабиной, позволяющей обеспечить контроль над рабочим процессом благодаря превосходному обзору рабочей зоны, трансформируемой рулевой колонке для работы сидя или стоя, многофункциональной приборной панели с цветным ЖК-дисплеем и удобным расположением органов управления. На эту технику устанавливается двигатель ЯМЗ 530-й серии с турбонаддувом и интеркулером, который обеспечивает машинам высокую мощность, надежность и экономичность. Единый блок радиаторов с автоматической системой FAN DRIVE отвечает за эффективное охлаждение двигателя и масла КПП. Надежная конструкция задней тандемной тележки производства NAF (Германия) имеет высокую износоустойчивость при высоких колебаниях нагрузки. Аксиально-поршневой гидронасос, которым комплектуется техника этой серии, экономит мощность и способствует снижению нагрева рабочей жидкости. Металлоконструкции автогрейдеров спроектированы с высоким запасом прочности для гарантированной надежности.
Модель среднего класса TG 140 имеет массу 14,9 тонны, мощность двигателя 131 кВт и колесную формулу 1x2x3. Модель полутяжелого класса TG 180 весит 17,7 тонны; мощность ее силовой установки — 160 кВт, колесная формула 1x2x3. Автогрейдер тяжелого класса ТП 200 массой 18,8 тонны оборудован силовым агрегатом мощностью 191 кВт и имеет колесную формулу 1x3x3 и полный привод на все оси. Наконец, модель карьерного класса TG 250, также полноприводная, весит 23,3 тонны, оснащена двигателем мощностью 191 кВт и имеет колесную формулу 1х3х3.
Уральское предприятие «Челябинские дорожно-строительные машины» выпускает автогрейдеры на протяжении более чем двадцати лет. Эта техника используется преимущественно для выполнения больших объемов землеройных и профилировочных работ, требующих высокой энергоемкости — в транспортном и дорожном строительстве, добывающих и нефтегазовых отраслях. Эти машины комплектуются дизельным двигателем мощностью 179 или 169 киловатт, механической трансмиссией или ГМП и оснащаются различными видами сменного рабочего оборудования — поворотным бульдозерным отвалом, боковым грейдерным отвалом, рыхлителем заднего расположения.
Кабина грейдеров ДЗ-98 производства «ЧДСМ» легко монтируется, что позволяет осуществлять транспортировку техники как на низкорамном трале, так и в автофургоне. Единый, полностью поднимаемый капот силовой установки предоставляет удобный доступ к большинству точек обслуживания. У новой модификации автогрейдера значительно улучшена эргономика рабочего места оператора. Капотная система обеспечивает свободный доступ к двигателю и его системам, а надежная полноприводная трансмиссия 6/6 гарантирует более высокое тяговое усилие и плавность работы.
Оригинальным решением в конструкции автогрейдера является передняя полурама, изготовленная из круглого профиля. Она обладает высоким запасом прочности по изгибающим и скручивающим нагрузкам.
Три ведущих моста, без дифференциалов, передают постоянный крутящий момент на каждое колесо. Подвеска мостов отвечает за качание мостов для максимального контакта колес с опорной поверхностью. Уникальный механический привод переднего моста обеспечивает тяговое усилие машины, позволяет ей работать в самых суровых климатических условиях, в том числе при низких температурах. Механическая трансмиссия автогрейдера производства «ЧДСМ» с механизмом отключения переднего моста позволяет развивать более высокое тяговое усилие и гарантирует плавность работы. Разумеется, ассортимент автогрейдеров, представленных на отечественном рынке этих машин, не ограничивается описанными выше моделями. Успешно работают в России машины среднего класса производства «Завода Дорожных Машин» (г. Рыбинск), автогрейдеры John Deere, SDLG и ряда других известных брендов. Однако к их особенностям мы вернемся уже в наших будуших публикациях.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.