Нужны ли нейтральной стране современные истребители? И не платит ли она за свою военную технику слишком много?
Этот контент был опубликован 03 сентября 2020 года - 07:00 03 сентября 2020 года - 07:00 Pauline TurubanРассказывать об актуальных событиях в Швейцарии и в мире на основе цифр и статистических данных. Эмигрировала в Швейцарию много лет назад, работала как мультимедийный журналист на франкоязычном канале Radio Télévision suisse (RTS) швейцарской национальной телерадиокомпании SRG SSR. Основные темы: международная политика, окружающая среда, общество.
Больше информации об авторе | Франкоязычная редакция
Доступно на 4 других языках- Deutsch (de) Kampfjets: Schweiz zahlt oft mehr als andere Länder
- Español (es) Suiza paga por sus aviones de combate más que otros países
- Italiano (it) Aerei da combattimento: la Svizzera paga spesso più degli altri
- Français (fr) Avions de combat: la Suisse paie souvent plus que d'autres pays
Русскоязычную версию материала подготовил Игорь Петров.
Решая вопрос обновления парка своих боевых самолетов Швейцария традиционно оказывается готова залезть в свой карман очень глубоко. Например, в свое время она за свои истребители F/A-18 выложила почти столько же, сколько Финляндия, но получила взамен только половину от числа самолетов, купленных Хельсинки.
Напомним, что 27 сентября швейцарские избиратели примут на референдуме решение о выделении кредита в 6 млрд франков на покупку новых истребителей для нужд национальных ВВС. О чем именно идет речь подробнее можно узнать в нашем досье ниже:
Референдум 27 сентября 2020 года: новые истребители для ВВС?
Должна ли Швейцария приобрести для своих ВВС новые истребители?
Возникает вопрос: а не слишком ли велик флот швейцарских истребителей для такой маленькой страны? И не являются ли расходы на замену хороших самолетов на очень хорошие новые «непозволительной роскошью»? Портал SWI swissinfo.ch внимательно проанализировал ВВС страны и сравнил их с аналогичными проектами по замене аналогичных истребителей (и их бюджеты) в других странах.
Международные сравнения, однако, при всей их наглядности имеют один, но существенный недостаток: что, собственное говоря, приобретают страны за свои деньги в «общем пакете» вместе с техникой — это почти всегда остается военной тайной.
Сколько у Швейцарии самолетов и достаточно ли их ей?
Напомним, для начала, что военное строительство — это непрекращающийся процесс. Сколько самолетов (танков, БПМ, автоматов и пулеметов) нужно армии? Х танков (самолетов) достаточно? А может лучше Х+1? Или Х+100? Ответить, и то только приблизительно, на этот вопрос, можно только зная финансовые ресурсы, структуру Вооруженных сил и ближайшие поставленные перед ними задачи.
По данным банка данных «World Air Forces 2020» (здесь формате PDF) ВВС Швейцарии располагают 46 действующими истребителями, что ставит страну на 43-е место в мире. Если же учитывать только 30 самолетов F/A-18 (самолеты «F-5 Тигр» официально используются только для «освобождения F/A-18 от выполнения второстепенных задач»), то тогда Швейцария сразу опустится на 51-е место.
А если учесть размеры воздушного пространства Швейцарии? Тогда эта страна окажется в списке стран, обладающих наибольшим количеством воздушных судов по отношению к площади ее территории, опережая, например, Австрию, Швецию и Финляндию, европейские страны, которые, как и Швейцария, являются нейтральными странами и партнерами НАТО, не являясь членами Атлантического оборонительного альянса.
Внешний контентЭто много? Как сказать! Интерпретация численных показателей очень зависит от того, кто эту интерпретацию проводит, левые или правые. «Нынешние швейцарские Военно-воздушные силы по международным стандартам абсолютно раздуты», — считает Социал-демократическая партия (SP). Она выступает за то, чтобы F/A-18 оставались на службе еще дольше.
«Швейцарии нужно от восьми до двенадцати легких самолетов, с тем чтобы она могла обеспечивать выполнение функций воздушной полиции, но не больше», — говорит Левин Лемперт (Lewin Lempert), политический секретарь левой лоббистской «Группы за Швейцарию без армии» (GSoA). Именно эта организация и организовала референдум против выделения кредита на покупку новых самолетов.
Тот, кто говорит, что у «Швейцарии слишком много самолетов, намеренно вводит общественность в заблуждение», — говорит Александр Вотравер (Alexandre Vautravers), координатор магистерской программы Женевского университета в области политики безопасности. «Антимилитаристам не хватает информации о стратегических реалиях», — указал он в ответ на запрос SWI swissinfo.ch.
Показать больше
Прямая демократия и военное строительство в Швейцарии
Этот контент был опубликован 26 августа 2020 года 26 августа 2020 года Солдат в Швейцарии — это гражданин с оружием. То, какой быть армии в стране, решает тоже он, на референдуме.
Один из аргументов, выдвигаемых левыми, состоит в том, что государства, не имеющие истребителей, вполне способны гарантировать безопасность своего воздушного пространства более дешевыми средствами: самолетами воздушного наблюдения и вертолетами. Так обстоит дело, например, в Ирландии и Северной Македонии.
Или же страны могут попросить НАТО взять на себя обеспечение безопасности их воздушного пространства. НАТО такие услуги предоставляют, например, трём государствам Балтии и Исландии.
А. Вотравер возражает. По его словам, у этих стран просто нет денег на современные истребители. Кроме того, услуги НАТО по обеспечению воздушной безопасности предоставляются не бесплатно, такая ситуация требует quid pro quo. Например, эти страны обязаны «при необходимости предоставлять НАТО свои воинские контингенты».
Не переплачивает ли Швейцария за свои истребители?
На покупку 34 самолетов типа F/A-18 Швейцария заплатила в свое время «чуть более 4,1 миллиарда швейцарских франков с поправкой на инфляцию», — говорит пресс-секретарь государственного Ведомства военно-материального и технического снабжения Вооруженных сил (Armasuisse) Жаклин Штемпфли (Jacqueline Stampfli). По оценкам Ведомства операционно-эксплуатационные расходы обычно в два раза превышают закупочную цену самолетов.
Что делают другие страны со своими F/A-18 и Tiger F-5?
В 1997 году Швейцария впервые приобрела для нужд своих ВВС 24 самолета типа F/A-18. Сейчас на вооружении у страны находится 30 таких самолетов.
Из 100 единиц самолетов Tiger F-5E и F-5F, приобретенных в 1978 году, в эксплуатации сейчас находятся только 26 машин. По словам министра обороны Виолы Амхерд, эти самолеты «летают только днем и только в хорошую погоду».
По данным банка данных World Air Forces 2020, ту или иную из этих моделей самолетов все еще используют18 стран:
Тiger F-5: Имея почти 200 самолетов, Южная Корея является страной, где в эксплуатации находится самое большое число таких машин. Они были приобретены Сеулом в 1974 году. Но к 2026 году Южная Корея хочет заменить их моделью собственного производства.
Тайвань планирует к 2026 году заменить свой F-5, который он производит по лицензии начиная с 1973 года, на самолет AT-5, боевую машину также собственной конструкции.
А в Бразилии, согласно информации специализированных веб-сайтов, на вооружении находятся 47 самолетов типа F-5EM и F-5FM, приобретенных в 1975 году. В течение следующих нескольких лет их будут менять на шведский самолет Gripen E / F-39.
F/A-18 Hornet: В Финляндии эти самолеты находились на службе с 1995 по 2000 годы. Страна также планирует заменить их в течение десяти лет на новое поколение самолетов, выбрав одну из пяти моделей: Eurofighter, Rafale, F/A-18 Super Hornet, F-35A (эти самолеты являются кандидатами и в Швейцарии), а также Gripen E/F.
Среди причин, приведенных финнами в качестве основания для отказа от услуг самолета F/A-18, на первом месте стоят «запланированный на 2020-е годы в соседних странах ввод в эксплуатацию современных систем вооружений», «накопление усталостных явлений в конструкциях этих самолетов» и «вывод из эксплуатации самолетов типа F/A-18, начатый и продолжающийся в США».
End of insertionИз этого можно сделать вывод, что за 30-летний срок службы парк этих машин обойдется в стране по меньшей мере в 12 миллиардов франков. В Финляндии решение о приобретении 64-х истребителей типа F/A-18 было принято в 1992 году. Из пяти европейских стран, с которыми связался сайт swissinfo.ch, она оказалась единственной страной, готовой предоставить всю затребованную нами информацию.
По словам командующего ВВС страны полковника Юхи-Пекки Керянена (Juha-Pekka Keränen), общие расходы на покупку эти самолетов составили сумму около 3,1 миллиарда евро. Два этапа модернизации ВВС страны обошлись в один миллиард евро. Кроме того, эксплуатационные расходы и расходы на техническое обслуживание «составляют не менее 200 миллионов евро в год». Это означает, что Финляндия заплатила тогда почти такую же цену, как и Швейцария, но получила взамен в два раза больше самолетов.
За рубежом дешевле
Так что похоже, что и в будущем Швейцария, как видно, по-прежнему будет готова вкладывать довольно большие средства в обновление своего авиационного флота, далеко опережая другие страны. Планируемый кредит в размере шести миллиардов швейцарских франков должен позволить приобрести от 30 до 40 новых самолетов при цене от 150 до 200 миллионов франков за один самолет.
По данным Armasuisse, точное количество закупленных машин будет зависеть от модели, которая будет окончательно выбрана к приобретению. Ранее сразу несколько европейских стран объявили о приобретении самолета F-35. Эта модель тоже имеет шанс встать на вооружение швейцарской армии. Но при этом другие страны покупали это чудо техники по куда более низкой цене, нежели цена, которую рассчитала для себя Швейцарская Конфедерация.
Внешний контентСогласно статье в Neue Zürcher Zeitung Бельгия планирует купить 34 самолета F-35 примерно за четыре миллиарда евро, т. е. единица этой продукции обойдется ей в 126,5 миллиона швейцарских франков. «По мнению бельгийского правительства, эта так называемая «системная цена» включает в себя не только сами самолеты, но и обучение пилотов, материально-техническое обеспечение зданий (ангары), а также техобслуживание самолетов на период до 2030 года».
Отметим также Данию, которая, по данным сайта Defense News, планирует закупить 27 самолетов F-35 за 2,9 млрд швейцарских франков (что соответствует 107 млн за один самолет). Польша в начале 2020 г. подписала контракт на покупку 32-х самолетов F-35 по цене 144 млн долларов (131 млн швейцарских франков) за штуку. Об этом сообщает немецкий журнал Der Spiegel (статья онлайн не доступна). Наконец, Греция хочет купить 24 самолета F-35 за три миллиарда долларов по цене 125 миллионов за самолет.
По данным портала Keep Talking Greece в стоимость «пакета» также входит инфраструктура, вооружение для 82-х самолетов F-16 и возможная покупка военных кораблей и прочих военных материалов. А вот Финляндия на цели замены своего парка из 62 боевых самолетов выделила бюджет даже больший, чем Швейцария. По словам полковника Юхи-Пекки Керянена на это было выделено десять миллиардов евро (немногим менее одиннадцати миллиардов швейцарских франков).
«Что входит в пакет»?
Военные эксперты предостерегают от скороспелых выводов. На пресс-конференции весной 2020 года Кристиан Катрина (Christian Catrina), специальный уполномоченный правительства Швейцарии, курирующий проект «Air 2030», пояснил, что сопоставлять закупочные расходы в Швейцарии с расходами в других странах было бы некорректно.
При совершении такой покупки страна ведь может выбрать себе целый пакет дополнительных услуг и «фишек» в дополнение к просто самолету. Речь идет о системах вооружений, о материально-техническом обеспечении, специальном оборудовании, системах обучения. В некоторых случаях все эти «добавки» и составляют заметную часть конечной стоимости приобретения.
Сравнение с Финляндией наглядно иллюстрирует эту тонкость. По данным ВВС Финляндии в стоимость приобретения самолетов F/A-18 входили также «запасные части, руководства по техническому обслуживанию и эксплуатации самолета, поддержка программного обеспечения, учебно-тренировочное оборудование, инфраструктура управления и проектный менеджмент».
- MS-35 Helene Самолет производства французской компании Morane-Saulnier (на фото модель 1913 года). Рядом с ним позируют первые швейцарские профессиональные пилоты: старший лейтенант Эндтнер (Oberleutnant Endtner), и его пилот-помощник Одмер (Audemares, справа), во время 1-й мировой войны, более точная дата неизвестна. Keystone
- Биплан Häfeli DH-1 Разработанный швейцарским авиаконструктором Августом Хефели (August Haefeli, 1887 — 1960) самолет-разведчик швейцарских ВВС. Стоял на вооружении с 1916 по 1919 гг. Спереди у пулемета в самолете сидит наблюдатель, он же стрелок, позади расположен пилот. Keystone
- Самолет биплан Häfeli DH-2 Обновленная модификация самолета Häfeli DH-1 была разработана швейцарским авиаконструктором Августом Хефели (August Haefeli, 1887 — 1960). На вооружении ВВС Швейцарии самолет находился с 1916 по 1922 годы, собирался на заводах в г. Тун. Применялся для разведки и в качестве учебной машины. Keystone
- Самолет биплан Häfeli DH-3 Обновленная модификация самолета Häfeli DH-1, также разработана швейцарским авиаконструктором Августом Хефели (August Haefeli, 1887 — 1960). На вооружении ВВС Швейцарии самолет находился с 1917 по 1923 годы, собирался на заводах в Туне. Применялся для разведки и в качестве учебного самолета. Всего в войска было поставлено 24 таких самолета. Keystone
- Самолет биплан Häfeli DH-5 Обновленная модификация самолета Häfeli DH-1, разработана швейцарским авиаконструктором Августом Хефели (August Haefeli, 1887 — 1960). На вооружении ВВС Швейцарии самолет находился с начала 1920-х гг., собирался на заводах в Туне. Применялся для разведки. Всего в войска было поставлено 59 таких самолетов. Отдельные модернизированные экземпляры прослужили до начала 1940-х гг. Keystone
- Тренировочный самолет Dewoitine D-26 Швейцарским ВВС было всего поставлено 29 самолетов этого типа. Производились по лицензии на заводах «K+W» в г. Тун, стояли на вооружении с 1931 по 1948 гг. Keystone
- Учебный самолет-биплан Wild WTS Применялась в качестве учебной машины в ВВС Швейцарии до 1922 г. Разработан швейцарским инженером Робертом Вильдом (Robert Wild) в качестве деревянного биплана с матерчатым покрытием в 1915 году. Двигатель: Mercedes D I мощностью 110 л/с. Всего было произведено 2 самолета этого типа. Keystone
- Истребитель Dewoitine D-27 Разработан по заказу Эмилем Девуатеном (Émile Dewoitine, 1892 — 1979), французским авиаконструктором и предпринимателем. Поставлен на вооружение в 1929 году в модификации D-27. В 1930-е годы был основным типом самолета-истребителя в швейцарских ВВС. В период с 1930 по 1932 гг. было построено 65 самолетов. Самолет оказался очень удобной и надежной машиной и стоял на вооружении до 1944 года. Keystone
- Истребитель Messerschmitt Me-109 Одномоторный одноместный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении различных стран, в том числе и Швейцарии, около 30 лет. Швейцария закупила в Германии в 1940 году несколько десятков таких машин. В зависимости от модификации мог использоваться в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Keystone
- Биплан C-35 Двухмоторный C-35 принадлежал к типу самолетов-бипланов и находился на вооружении швейцарских ВВС в 1930-1940 годах. Являлся собственной, с начала и до конца, разработкой швейцарских конструкторов. Проектирование самолета началось в 1936 году, производился на заводе «Eidgenössische Konstruktionswerkstätte K+W» в городе Тун (Thun). Мог применяться в качестве самолета-разведчика и бомбардировщика. Keystone
- Штурмовик и разведчик C-36 Двухместный самолет-разведчик и штурмовик швейцарского производства, также разработанный в городе Тун. Собирался на швейцарских заводах «F+W Emmen», «Dornier Altenrhein» и на базе концерна «Pilatus AG» в городе Станс (Stans). Всего с 1942 по 1948 гг. на вооружении швейцарских ВВС находилось 144 машины типа C-3603. Keystone
- Де Хэвиленд DH-100 «Вампир» (de Havilland DH.100 Vampire) Британский реактивный истребитель, построен по двухбалочной схеме. Совершил первый полёт 20 сентября 1943 года. Произведено около 4 400 машин (в том числе 3 269 — в Великобритании). «Вампир» экспортировался примерно в 30 стран мира, в том числе и в Швейцарию. Первые самолеты этого типа поступили в ВВС страны в 1949 году, общее их число достигало 175 самолетов, некоторые прослужили на начала 1990 гг. Keystone
- Де Хэвиленд DH.112 «Веном» (de Havilland DH.112 Venom) Британский истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе истребителя DH.100 «Вампир». Построен по двухбалочной схеме. Совершил первый полёт 2 сентября 1949 года. Поставлялся на экспорт в восемь стран мира, в том числе и в Швейцарию. Мог применяться для поддержки операций наземных войск и в качестве разведчика. Последний самолет этой модели списан из ВВС Швейцарии в 1983 году. Keystone
- Pilatus PC-6 Turbo Porter Одномоторный самолёт общего назначения. Разработан и производится швейцарской фирмой Pilatus Aircraft. Производился также по лицензии в США предприятием Fairchild Hiller. Первый полёт — 1959 год. По состоянию на 2012 г. находится в серийном производстве. Всего построено 559 самолётов, из них Pilatus Aircraft Ltd Switzerland — 467, Fairchild-Hiller Corp. — 92. Применение: перевозки, борьба с пожарами, спасательные операции, разведка. На вооружении ВВС Швейцарии с 1967 года (фото: admin.ch). admin.ch
- «Хокер Хантер» (Hawker Hunter) Британский околозвуковой истребитель-бомбардировщик. Состоял на вооружении Королевских ВВС в 1950–1960-х годах, широко экспортировался и принимал участие во множестве вооружённых конфликтов. Отдельные «Хантеры» продолжали эксплуатироваться до 1990-х годов. В Швейцарии стоял на вооружении с 1975 по 1991 годы. Всего Швейцарией было закуплено 160 самолетов, из них 28 были утрачены в результате аварий и катастроф. Keystone
- Дассо Мираж III (Dassault Mirage III) Одно- или двухместный французский многоцелевой истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик. Первый европейский истребитель, вдвое превысивший скорость звука. Производитель: Dassault Aviation. Применялись в Швейцарии в качестве перехватчиков на сверхзвуковых скоростях и на высотах до 15 тыс. метров. Keystone
- Истребитель Northrop F-5E Tiger II Производитель: Northrop Corporation, Hawthorne, США. Модельный ряд: с 1976 по 1983/1984 гг.; применение: прикрытие воздушного пространства; на вооружении ВВС Швейцарии с 1978 года; общее число приобретенных самолетов: 98. Keystone
- Истребитель Boeing F/A-18 Hornet Производитель: McDonnell Douglas Corporation (сейчас – Boeing); область применения: истребитель-перехватчик; количество приобретенных для нужд ВВС Швейцарии машин: 34. Keystone
- Пилатус PC-21 (Pilatus PC-21) Швейцарский двухместный учебный низкоплан с турбовинтовым двигателем, разработанный авиастроительной компанией Pilatus Aircraft. Разработка самолета началась в январе 1999 года. Первый прототип был выпущен 30 апреля 2002 года. Второй прототип поднялся в воздух 21 июля 2004 года. Всего в ВВС Швейцарии поставлено 8 таких самолетов (фото: admin.ch). admin.ch
- Beech Model 350C Super King Air Beechcraft King Air и более поздняя модель — Super King Air — семейство американских турбовинтовых самолётов общего назначения. Модель широко используется как самолет для корпоративных перевозок. Производитель: Raytheon Aircraft Corporation, США. Экипаж: 2 пилота, 1 штурман, 8 пассажиров. Применяется в ВВС Швейцарии с 1993 года, закуплен 1 самолет. Keystone
- Dassault Falcon 50 Реактивный трёхдвигательный административный самолёт большой дальности. Основан на двухдвигательном Dassault Falcon 20 и является его развитием. Также Dassault Falcon 900 основан на этой модели; позднее эта модель стала Falcon-ом 50 EX. Производство этого самолета было прекращено в 2008 году. Производитель: Avions Marcel Dassault-Brequet, Франция; Экипаж: 2 пилота плюс до 10-ти пассажиров. На вооружении с 1996 года; число приобретенных машин: 1. Keystone
- Многоцелевой вертолет SE-3160 Alouette III Производитель: Sud Aviation, Marignane, Франция. Модификации: 1964, 1966, 1972 bis 1974 гг. Области применения: связь, перевозки, спасательные операции; в Швейцарии на вооружении с 1964 по 2010 гг. Общее число закупленных Швейцарией машин: 84. (Фото: admin.ch). admin.ch
- Многоцелевой вертолёт Aérospatiale AS.332.M1 Super Puma Производитель: Aérospatiale Marignane, Франция; первый полёт состоялся 13 сентября 1978 г., серийное производство было начато в 1980 году. Сферы применения: транспортные перевозки, проведение спасательных операций; пассажировместимость/грузоподъемность: до 20 человек или максимально 4 тонны груза; на вооружении швейцарских ВВС находится 15 вертолетов этого типа (фото: RDB). RDB
- Многоцелевой вертолет Eurocopter AS532UL Cougar Mk1 Производитель: Eurocopter, Marignane, Франция; модели: 1998 года (Eurocopter), различные модификации выпускались также с 2000 по 2002 годы; назначение: транспортировка грузов и личного состава, проведение спасательных операций; грузоподъемность: 18 пассажиров или максимально 4 тонны груза; число закупленных Швейцарией машин: 12. Keystone
- Вертолет Eurocopter EC635 Производитель: EADS Eurocopter; модельный ряд: с 2007 по 2009 гг.; применение: легкий транспортный и учебный вертолет; грузоподъемность по стандарту EC635: максимально 6 пассажиров. Число приобретенных Швейцарией машин: 20. Keystone
«Финляндия, однако, вынуждена проводить каждое крупное периодическое техническое обслуживание в США, поскольку у нее самой соответствующих мощностей просто нет», — отмечает А. Вотравер. Швейцария же пошла другим путем и решила приобрести сразу все технические лицензии, чтобы лидер швейцарского ВПК концерн Ruag мог обслуживать самолеты сам.
«Это решение может стать гораздо более разумной инвестицией, если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, тогда как Финляндия, например, вынуждена будет для следующего поколения своих машин так же покупать технические услуги, но уже по цене куда более высокой», — резюмирует А. Вотравер.
Показать больше
Швейцарские левые организуют референдум против новых истребителей
Этот контент был опубликован 10 января 2020 года 10 января 2020 года Народ решит, нужны ли швейцарским ВВС новые истребители за 6 млрд франков. Левые силы организовали референдум с целью блокировать приобретение.
Показать больше
Швейцарцы голосуют за боевые самолеты и кооперацию с ЕС
Этот контент был опубликован 22 августа 2020 года 22 августа 2020 года Стали известные результаты первого опроса общественного мнения накануне референдума 27 сентября 2020 года.
Ключевые слова: