28 мая отмечает свой очередной день рождения Джон Кэмерон Фогерти – американский музыкант, бывший лидер Creedence Clearwater Revival – одной из самых любимых в нашей стране американских рок-групп. После стремительного взлёта и распада коллектива Джон также сделал успешную сольную карьеру, преодолев на своём пути немало трудностей. Сейчас его можно считать одним из патриархов рока, чьи характерный хрипловатый голос и манера игры на гитаре узнаваемы и любимы публикой вот уже полвека. Сегодня мы вспомним некоторые факты его творческой биографии.
Стивен Фостер, которого называют отцом американской музыки
В качестве людей, чьи произведения оказали на него влияние, Джон Фогерти отмечает многих американских классиков, но в особенности – Стивена Фостера, автора таких бессмертных хитов, как “Oh, Susanna”, “Beautiful Dreamer” и “My Old Kentucky Home”.
Пит Сигер
В свою очередь, Пита Сигера Джон называл величайшим сценическим исполнителем и шоуменом, которого он когда-либо видел в действии.
В детстве Фогерти получил автограф у легендарного блюзмена Лайтнин Хопкинса, автора ряда классических композиций (“Mojo Hand”, например) и влиятельного гитариста. Хопкинс подписался только символом “X” и сделал это в тайне, видимо, не желая открыть свою неграмотность никому, кроме маленького мальчика. Джон впоследствии долго хранил автограф в своём ящике, но, в итоге, всё же потерял его.
В своей автобиографии “Fortunate Son: My Life, My Music” Джон писал, что в своё время стал заниматься музыкой не ради девушек, славы или денег: «Я пришёл в музыку из-за музыки, которая была и является мистической, магической вещью. Я всего лишь хотел писать песни, хорошие песни, великолепные песни, такие, при звучании которых сам Стивен Фостер не съёжился бы страха».
Группа The Golliwogs... а по сути - те же CreedenceКак известно, Джон Фогерти в 1966-67 годах проходил срочную службу в Сухопутных войсках. Будни военнослужащих-призывников не отличаются разнообразием – монотонная работа, передвижения строем. Для такого человека, как Джон, служба стала испытанием (хотя, возможно, именно армейский опыт повлиял на его дальнейший довольно жёсткий стиль руководства собственным коллективом). Тем не менее, именно в ту нерадостную пору к нему пришла идея трека “Porterville”, финальная версия которого вошла в дебютный альбом Creedence. Песня не входит в число самых известных и популярных произведений группы, но сам Фогерти оценивает её весьма высоко, называя вехой в своей творческой эволюции. Джон говорил, что с написанием “Porterville” в его голове словно что-то щёлкнуло, и такие хиты, как “Born on the Bayou” и “Proud Mary” обязаны появлением на свет именно этой композиции.
Ещё один сочинительский эпизод из биографии Фогерти связан с армией, точнее – с демобилизацией. Оформив вожделенные документы, Джон от счастья выбежал на лужайку и стал кувыркаться. Затем он бросился домой, схватил гитару и, наигрывая на ней мелодию, стал напевать “Left a good job in the city…”. Так родилась композиция “Proud Mary”.
Своей любимой песней Creedence Джон называл “Born on the Bayou” (такого же мнение придерживается и его бывший коллега, ударник Дуг Клиффорд). Само слово “bayou” в английском является заимствованием из кажунского (луизианского) диалекта французского языка – диалекта, на котором говорили (и продолжают говорить) американские переселенцы из Франции, селившихся премущественно в штате Луизиана. Слово обозначает весьма типичное для Луизианы явление: малоподвижный водоём с заросшими берегами, который часто представляет собой заболоченный рукав реки или небольшое озеро. Что интересно, к моменту написания песни Фогерти ни разу не был в таком месте. Музыкант прочитал обо всём в энциклопедии и вообразил лирического героя, чьё детство прошло на подобном берегу. Впрочем, порой в качестве персонального фаворита Джона указывается другая композиция CCR – “Have You Ever Seen the Rain?”.
Джон Фогерти на сцене Оклендского Колизеума, январь 1970 г.А вот если говорить о любимом альбоме группы, то Фогерти таковым считает “Green River”.
Хит “Bad Moon Rising” для кого-то может казаться лёгкой и весёлой песенкой. На самом же деле его лирическая составляющая, по словам Фогерти, была вдохновлена фильмом «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» 1941 года выпуска, особенно эпизодом, где ураган уничтожает большую часть города (отсюда строчки "I feel the hurricane blowin', I hope you're quite prepared to die"). В целом, отмечал автор, композиция повествует об «апокалипсисе, который нагрянет проведать нас»). Джон не отрицал противоречия между тревожным текстом и бодрым звучанием. Музыкант говорил, что частенько на концертах слышал от подпевающей публики в конце песни вместо "there's a bad moon on the rise" («восходит плохая луна») нечто более шутливое – “there's a bathroom on the right” («ванная – направо»). Фогерти признался, что и сам порой использовал вариант с «ванной» во время выступлений.
Creedence Clearwater RevivalС первых лет карьеры Джон не скрывал своей неприязни к бешеному темпу и постоянному шуму, сопровождающим и определяющим жизнь современного человека. Из этого чувства родилась композиция “Commotion” с альбома CCR “Green River”.
Creedence Clearwater Revival. Слева направо: Дуг Клиффорд, Том Фогерти, Джон Фогерти, Стю КукТолкования смысла песни “Lodi” с альбома “Green River” неоднозначны. С одной стороны, родители Джона брали его с братом на отдых на озеро Лодай, где мальчикам совершенно не нравилось. Годы спустя ненавистное название всплыло в качестве подходящего заголовка к песне, вдохновлённой периодом жизни, когда будущие Creedence ещё выступали и записывались как The Golliwogs. Они не могли добиться успеха, играть часто приходилось перед равнодушной публикой и пользоваться устаревшим оборудованием. В одних источниках указывается, что до сочинения композиции Фогерти никогда не был в самом городе Лодай. Однако Дуг Клиффорд утверждал, что на заре карьеры Creedence давали там концерт. «Присутствовало всего 9 человек, все местные, все пьяные, и всё, что ни делали на протяжении вечера – это просили музыкантов свалить со сцены» - вспоминал барабанщик. Таким образом, “Lodi”, вроде бы повествует о нежелании возвращаться в те бесславные дни. Но, с другой стороны, сам Фогерти в автобиографии указывал, что изначальный замысел песни созрел у него во время путешествий с отцом по центральной Калифорнии. В конце концов, идея оформилась в трек о путешествующем музыканте, чья карьера «виднеется в зеркале заднего вида». Интересно заметить, что композицию о стареющем артисте Джон написал в возрасте всего лишь 23 лет.
Именно в трудные дни существования The Golliwogs Джон приобрёл привычку петь боком в микрофон, устремляя при этом свой взгляд куда-нибудь в стену. Публика на тогдашние концерты ходила всякая, молодых музыкантов могли высмеивать и оскорблять, поэтому Фогерти, ещё не полностью уверенный в своих вокальных способностях, предпочитал смотреть куда-нибудь в сторону. Так спокойней получается. Со временем это прижилось.
Creedence позируют для обложки альбома "Willi and the Poor Boys"Припев в композиции “Down to the Corner” с альбома "Willy and the Poor Boys" не должен никого вводить в заблуждение – все партии были спеты единолично Джоном, который затем сделал из них хор. К слову, после кучи дублей, сделанных для данного трека, Фогерти стал записывать вокал для “Fortunate Son”, из-за чего его голос, как он сам считал, звучит в легендарном рок-боевике ощутимо напряжённее и грубее, чем обычно.
Судьба “Fortunate Son” в чём-то схожа с “Born in the U.S.A.” Брюса Спрингстина. Обе композиции непосвящёнными слушателями считаются патриотическими, на деле таковыми не являясь (скорее, верно обратное). “Fortunate Son”, по сути, является выпадом против богатых людей, которые развязывают войны и отправляют бедных сражаться и умирать за их интересы (при этом Джон не отказвался от поддержки простых солдат, многие из которых являлись выходцами из семей рабочего класса). Кроме того, источником вдохновения для Фогерти при написании песен послужила администрация Ричарда Никсона сама по себе. Музыкант считал, что люди, близкие президенту, зачастую получают слишком уж много преференций.
Композиция “Wrote a Song for Everyone” («Сочинил песню для каждого») весьма ярко отражает творческое кредо Фогерти. Ведь он с братом вырос в семье среднего класса, да и их коллеги по группе отнюдь не принадлежали к низшим слоям общества (отец Стю Кука был юристом). Однако Джон считал, что в своих песнях он «должен давать слово обездоленным и угнетённым», и не замыкаться только на проблемах своих и близких по кругу людей.
Том Фогерти и Джон ФогертиВ 1974 году Джон согласился записать партии гитары для песни "Mystic Isle Avalon" с третьего сольного альбома своего брата Тома “Zephyr National”. Пусть Фогерти-младший и работал отдельно от своих бывших коллег, но эта песня считается последним совместным студийным творением оригинального квартета CCR.
Сол Зэнц (ставший впоследствии признанным кинопродюсером) вместе с актёром Майклом ДугласомПосле распада Creedence Clearwater Revival Джон вследствие пресловутого кабального договора с Fantasy Records был вынужден уступить владельцу лейбла Солу Зэнцу права на свои песни. Кроме того, его постигла неудача с выпуском третьего сольника, “Hoodoo” – лейбл Asylum Records отказался издавать запись. Эти события вынудили Фогерти взять 9-летний перерыв в карьере. Впрочем, в некоторых моментах это оказалось даже и к лучшему. Например, Джон благополучно пережил в тени эпоху расцвета диско, к которому относился крайне неодобрительно ("disco sucks" – без затей заявлял музыкант).
Джон Фогерти и его знаменитая "бэйсбольная" гитараВдохновением для сольного хита Джона “Centerfield” послужил бейсбол. Причём сам Фогерти им не занимался, но ему нравится смотреть игры, а в детстве он любил слушать рассказы отца и старших братьев о легендах этого вида спорта.
Композиция “The Old Man Down The Road” сыграла важную роль в жизни Джона. Во-первых, она фактически перезапустила его карьеру. Во-вторых, видеоклип на песню обеспечил Фогерти ротацию на MTV и представил его новому поколению слушателей. В-третьих, её издание повлекло один из наиболее постыдных судебных процессов по поводу авторских прав в истории современной музыки. Фогерти обвинялся в плагиате на самого себя. Владелец прав на творческое наследие CCR Сол Зэнц подал на музыканта в суд. Претензия состояла в том, что “The Old Man Down The Road” очень напоминает трек бывшей группы Джона - "Run Through The Jungle". Фогерти даже вынужден был принести гитару в зал заседаний и наглядно продемонстрировать, как индивидуальный стиль исполнителя может делать его произведения похожими. К счастью, суд принял сторону автора, но апелляции продолжались до 1993 года.
Помимо потраченных нервов и общего ощущения абсурдности ситуации, судебный процесс середины 1980-х имел и другие неприятные последствия для Джона. Одним из самых жестоких ударов в своей жизни музыкант называл то, что его брат Том, по сути, встал на сторону Зэнца. Да и Кук с Клиффордом по-тихому уступили свои доли в Creedence предприимчивому Солу, который был готов извлекать прибыль из песен (написанных Джоном Фогерти) любыми способами – например, давать разрешение на их использование в многочисленных рекламных роликах. Именно во второй половине 1980-х происходит резкое ухудшение во взаимоотношениях бывших товарищей. С братом Джон более не общался до его смерти, а после этого отказался играть с Дугом и Стю на церемонии включения Creedence в Зал Славы рок-н-ролла. Последние в отместку организовали через пару лет Creedence Clearwater Revisited. Сейчас трудно понять, кто на кого больше обижен, но желанный многими поклонниками реюнион, похоже, так никогда и не состоится.