Мы уже привыкли к таким реалиям, как банкоматы, паркоматы, навигаторы, валидаторы, привыкли к каршерингу и даже к системе «Платон». Все это – звенья глобальной телекоммуникационной сети, получившей название «интернет вещей».
Начало ему положил, по информации «Сноба», некий Кевин Эштон, работавший в 1999 году на компанию Procter&Gamble и первым предложивший оснастить всю ее продукцию радиочастотными метками, что позволило бы отслеживать движение товара по всей распределительной цепочке – от производственного цеха, через склад, перевозки до магазина и конечного потребителя. Это способствовало оптимизации логистических издержек, а также более точному планированию объемов производства.
С тех пор интернет вещей распространился с логистики и транспорта на сельское хозяйство, учет энергоресурсов, медицину и другие сферы деятельности человека. При этом участие собственно человека в функционировании интернета вещей во внешней среде свелось к минимуму: здесь преимущественно действуют метки – радиочастотные, двумерные матричные или другие, а также различные устройства с датчиками, считывающие эти метки и отслеживающие их движение. Но маркировка различных групп товаров по-прежнему остается «магистральным» направлением развития интернета вещей, особенно в России.
В 2018 году Центр развития перспективных технологий разработал систему цифровой маркировки товаров «Честный знак», к которой, поначалу на добровольных началах, стали присоединяться производители различных видов продукции. Впоследствии государство, оценив выгоды системы – сокращение рынка контрафакта, гарантированное поступление налоговых отчислений и уже упоминавшееся сокращение производственных и логистических издержек – приняло решение об обязательной маркировке отдельных видов товаров, назначив ЦРПТ официальным оператором системы. На сегодня обязательная цифровая маркировка в России поэтапно вводится в отношении табачных изделий и лекарственных средств.