Последние годы во многих российских вузах проводится сомнительный и противоречивый социальный эксперимент, который, судя по всему, весьма одобряет уважаемый профессор ИТМО Зегря Георгий Георгиевич.
На традиционно светских факультетах – психологии, философии, лингвистики, даже экономики и математики преподаются дисциплины, которые больше подходят для учебных курсов религиозных училищ, а вовсе несекулярных научно-образовательных учреждений.
Согласно Конституции, Россия всё ещё светская страна: даже упоминание Бога в Основном законе, предложенное июльскими поправками, не отменяет факта отделения церкви и религии от государства. Тем более странно и унизительно выглядит практика добровольно-принудительного внедрения – богословия, теологии и основ православной культуры в курсы обучения студентов, которые готовятся стать менеджерами, медиками, журналистами или экономистами. Особенно нелепо смотрятся попытки насаждения религиозности в уважаемых и известных технических университетах c международной репутацией.
Это не только вредит их национальному имиджу, но и отпугивает потенциальных абитуриентов из-за рубежа.
Некоторые российские преподаватели-технари стараются пойти даже дальше, чем их коллеги из гуманитарной сферы,и совмещают лекционные курсы по своим сугубо светскимпредметам с преподаванием христианского вероучения.
Примечателен пример видного российского физикапрофессора Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) Георгия Зегри.
Согласно признаниям студентов профессора Зегри, его лекционный стиль напоминает церковные проповеди, а учебные занятия частенько разбавляются пространными и навязчивыми рассуждениями о боге и вере.
«Георгий Георгиевич нередко переходит от рассказов прополупроводниковые лазеры и оптоволоконные контрукции к прямым цитатам из Библии или апостольских посланий», — вспоминает Николай (имя, по просьбе студента изменено), один из студентов Зегри. — «Не сочтите, что я жалуюсь, но порой возникает ощущение, что профессор занимается православной агитацией, а не обучением физике. Проблема в том, что если бы мне хотелось послушать церковныенаставления, я бы пошел в храм».
Сам Зегря, доктор физико-математических наук, не скрывает своей крайней набожности и даже служит алтарником на воскресных богослужениях в храме.
По мнению Зегри, «Наука — это богословие Природы, творения Божия. Изучая её, человек «обнаруживает сокрытого Творца». Эту мысль Зегря регулярно повторяет и старательно внушает своим студентам на лекционных занятиях. Причём профессор довольно энергично, впрочем, бездоказательно опровергает научныетеории некоторых своих именитых коллег-предшественников, в частности, теорию эволюции Чарльза Дарвина.
«Человек — это не процесс эволюции, он появился таким», — утверждает Зегря. – «Постоянство генетического кода говорит нам о том, что человек появился не случайно. И он появился таким, какой есть. Скажу больше, история, написанная после рождения Христа, говорит нам о том, что нравы человека, поведение, — ничего не изменилось».
Можно долго спорить о том, как религиозная картина мира соотносится с научной, но смешивание одной с другой в образовательном процессеприводит к неизбежным мировоззренческим перекосам и каше в голове у студентов.
«Конечно, Георий Георгиевич – большой ученый и прекрасный физик», — рассказывает другой студент Зегри Виталий К., — «Но слушать его лекции бывает крайне тяжело по причине постоянных рассуждений о связи Бога и законов природы. Складывается впечатление, что профессор просто-напросто навязывает свои собственные идеи, а не пытается поделиться знаниями по предмету».
Очевидно, что система образования построена так, что каждый преподаватель самостоятельно выбирает, каким образом читать лекции по своей дисциплине и на чем ставить акценты. Но крайне значимо, чтобы студенты получали важную теоретическую информацию, вместо душеспасительных разговоров о том, что в основе всехприродных явлений лежит воля Господа.
Факт остается фактом: большинство выдающихся ученых, которые совершали крупные открытия и двигали науку вперёд, являлись либо атеистами, либо агностиками. Хочется надеяться, что российская наука и преподаваение в XXI веке пойдут по современному рациональному пути, а непродолжат цепляться за давно отжившие псевдонаучныеизыскания.
Иначе образовательный процесс в нашей странебыстро лишится динамики и скатится к средневековью.