Этим летом в Смоленске на базе аэродрома «Южный» начал работу новый аэроклуб «Линия горизонта» («Sky Line»). Теперь у всех желающих появилась возможность совершить полет вокруг Смоленска с обзором главных городских достопримечательностей. Первые полеты уже состоялись. Сейчас это настоящее событие для Смоленска, а ведь еще относительно недавно в самом Смоленске и многих районных центрах нашей области действовали аэродромы, и полеты на самолете были делом вполне обыкновенным. Мы решили немного поностальгировать и вспомнить старые добрые советские времена, когда в Хиславичах действовал свой аэродром. Своими воспоминаниями о полетах на самолете Ан-2 с нами поделился бывший учитель Хиславичской средней школы Анатолий Андреевич Чижевский.
– Анатолий Андреевич, я никогда не летала на «кукурузнике» и не застала те времена, когда полеты из Хиславичей в Смоленск были обычным явлением. Поэтому мне интересно всё и в подробностях.
– Я хорошо помню те годы, когда наш Хиславичский аэродром был действующим, рассказывает Анатолий Андреевич. – Сейчас сложно в это поверить, но во времена Советского Союза полеты на самолетах Ан-2 из Хиславичей до Смоленска и обратно совершались ежедневно, 3 – 4 раза в день. Самолеты были 4-местные и 12-местные. На взлетно-посадочной полосе аэродрома работал дежурный. Позывной у хиславичского дежурного был «Казак». Помню, как приближаясь к Хиславичам, мы слышали, как наши пилоты обращались к нему по рации: «Казак»! «Казак»!
Самолет вылетал из деревни Соино, где тоже был аэродром, садился в Хиславичах, и дальше летел напрямую в Смоленск. Иногда, если в Хиславичах салон не заполнялся полностью, залетали по пути в Монастырщину. Но, что интересно – если пассажиров собиралось много, то прилетал дополнительный самолет. Время полета от Хиславичей до Смоленска составляло 25 – 28 минут. Зависело от направления ветра – если ветер попутный, то на три минуты быстрее, это я засекал. А с остановкой в Монастырщине – около 30 минут. Приземлялись в Смоленске на аэродроме «Южный».
– Как часто Вы летали на самолете? Помимо самолетов были же ведь еще и автобусы. А билет на самолет, наверное, стоил дороже.
– В конце 60-х годов я довольно часто летал в Смоленск на самолете. Тогда я учился заочно в пединституте и летал в Смоленск на сдачу сессии. И, выбирая между самолетом и автобусом, чаще всего я выбирал самолет, потому что это было быстрее и комфортнее. В цене билета разница была небольшая: билет на самолет стоил 2 рубля, а на автобус – 1 рубль 25 копеек. Но преимуществ было много. Время в пути на автобусе тогда составляло примерно два часа, а на самолете, как я уже говорил, всего 25 минут. Кроме того, зимой в автобусе было очень холодно, мы два часа в дороге мёрзли. А летом в салоне автобуса было очень пыльно. Асфальтированной дороги тогда еще не было, и ездили мы по грунтовой дороге со всеми ее «прелестями»: сзади клубы пыли, от встречного транспорта – клубы пыли, и вся эта пыль залетала в щели дверей автобуса. Приезжаешь, смотришь в зеркало, проводишь пальцем по лицу – и на лице остаются полосы, так сильно оно покрылось пылью! Одежду, в которой один раз проехался в автобусе, нужно было стирать, а светлые рубашки вообще старались не надевать – пока доедешь до Смоленска на автобусе – всё, она уже грязная. Поэтому самолетом было намного удобнее: разница в цене – 75 копеек, зато все удобства – налицо!
– Я не раз слышала, что пассажиров «кукурузника» сильно укачивало во время перелета. А как Вы переносили полет? И вообще, боялись ли летать?
– Летать я не боялся, это было уже делом привычным. Иногда во время полета самолет попадал в воздушные ямы, или в так называемую зону турбулентности, но это явление и большим самолетам свойственно, так что ничего страшного в этом, в общем-то, не было. Самолет в эти моменты из-за сильного разряжения воздуха терял воздушную опору и начинал снижаться, но длилось это буквально в течение нескольких секунд. Из моих ощущений – когда самолет попадал в воздушную яму, по коже такой холодок пробегал, и было ощущение легкой невесомости. А что касается укачивания, то это у всех по-разному, так же как в автотранспорте – кого-то укачивает, а кого-то нет. Я, например, себя нормально чувствовал при полете. Но в каждом самолете на всякий случай была такая услуга, как пакет.
– Случалось ли Вам быть свидетелем каких-нибудь экстремальных ситуаций во время полета?
– Нет, таких, чтобы это можно было назвать ЧП или экстремальной ситуацией, ни разу не было. Но один случай мне запомнился. Однажды зимой мы летели из Хиславичей в Смоленск через Монастырщину. Взлетели. И вдруг я начинаю обращать внимание, что двигатель работает не так, как обычно – судя по звуку, с ним явно что-то не так. По разговору пилотов мы поняли, что в самолете неисправен карбюратор. Паники, правда, никакой не было – пилоты тут же связались со Смоленском и сообщили о поломке. Мы долетели до Монастырщины, благополучно приземлились, буквально минут десять подождали, и за нами прилетел другой самолет. На моей памяти это был единственный, скажем так, нестандартный случай.
– Анатолий Андреевич, помимо всего прочего «кукурузник» известен еще и тем, что это самолет сельскохозяйственной авиации – недаром он получил в народе такое название. А у нас, в Хиславичском районе, он использовался в сельскохозяйственных целях?
– Весной на нашем аэродроме базировался самолет Ан-2, иногда их было два, и они использовались как сельскохозяйственные. Здесь недалеко был склад минеральных удобрений, эти удобрения самолеты распыляли над полями. А еще один сельскохозяйственный аэродром был на территории колхоза «Союз», рядом с Иозефовкой. Там даже была сделана асфальтированная взлетная полоса за счет колхоза. Хорошее было время. А в конце 80-х – начале 90-х аэродромы закрыли, не только у нас, но и во всех районных центрах, и теперь об этих полетах нам остается только вспоминать.
– Спасибо большое, Анатолий Андреевич, за интересный рассказ. Давно уже хотела написать на эту тему.
– На здоровье, пишите, конечно, пусть люди вспоминают. Ностальгия – это хорошее дело, если вспоминать о хорошем.
Беседовала Анастасия СТЕФАНОВА