Как отказаться от ненужной страховки? Советы потребителю

Опубликовано: 2020-06-28 03:00:09



Вы купили какую-то вещь, но дома поняли, что она вам не подходит. Но ведь ее можно спокойно отнести обратно в магазин. А можно ли так же «вернуть» договор страховой компании, если вам навязали страховку или вы нашли более выгодное предложение страхового продукта? Да, во многих случаях это действительно можно сделать без потерь. Каким образом? Разбираемся вместе.

Что такое «период охлаждения»?

С 1 июня 2016 года у покупателей страховки появилась возможность отказаться от ненужной услуги и вернуть уплаченные деньги – полностью или большую их часть. Это можно сделать в так называемый «период охлаждения». Условия «периода охлаждения» страховщики обязаны прописывать в правилах страхования, в самом договоре страхования или дополнительном соглашении к нему. Если такой информации нет, это нарушение.

Сейчас «период охлаждения» составляет минимум 14 календарных дней с момента заключения договора. Страховая компания может по собственной инициативе продлить этот период. В таком случае она должна прописать условия собственного «периода охлаждения» в правилах страхования или в договоре.

Сколько денег вернут в «период охлаждения»?

Все зависит от времени подписания договора страхования. Если документ еще не вступил в силу, вам вернут полную стоимость полиса.

Если страховка уже начала действовать, но страховой случай не наступил, вы получите почти все уплаченные вами деньги. Страховщик оставит себе лишь часть своей страховой премии – пропорционально количеству дней, которые прошли с начала действия договора. Некоторые страховые компании могут и ничего с вас не взять: условия возврата каждая компания указывает в договоре или правилах страхования.

Если ваша страховка уже действует и по ней наступил страховой случай, деньги за полис вы не вернете – зато получите страховую выплату.

Для любых ли страховок действует «период охлаждения»?

Правило действует только в том случае, если вы заключали договор как физическое лицо (не как организация) и покупали полис добровольного страхования. На обязательные виды страхования, например, ОСАГО, «период охлаждения» не распространяется.

Вы можете отказаться от следующих видов полиса: страхования жизни; страхования от несчастных случаев и болезней; страхования имущества; гражданской ответственности за причинение вреда; страхования транспорта (каско); добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспорта; добровольного медицинского страхования (ДМС); страхования финансовых рисков.

Если в правилах вашей страховой компании не написано другое, вы не можете отказаться от таких видов полиса: страхования выезжающих за рубеж; «Зеленой карты» (Green Card); страхования профессиональной ответственности (если, например, вы аудитор или нотариус – без такого полиса вас не допустят к работе); медицинского страхования (если у вас нет российского гражданства и вам нужно разрешение на работу или патент).

Что делать, чтобы вернуть ненужную страховку? Советы дает управляющий Отделением по Оренбургской области Банка России Александр Стахнюк:

– Первое – оцените, точно ли она вам не нужна? Часто добровольное страхование становится одним из условий получения кредита. Например, вместе с ипотечным кредитом обычно предлагают страхование жизни, а в дополнение к кредиту на автомобиль – полис каско. С помощью такой страховки банк снижает свои риски и может предложить более выгодные условия кредитования. Если вы заключите договор, а затем откажетесь от дополнительного страхования, пусть даже в «период охлаждения», процентная ставка по кредиту вырастет. Могут даже расторгнуть договор в судебном порядке. Второе – проверьте, подпадает ли ваша страховка под «период охлаждения»? Даже если с момента подписания договора прошло больше 14 календарных дней, у вас еще может быть возможность отказаться от страховки, но лишь в том случае, если у вашего страховщика более длинный «период охлаждения». Эту информацию можно уточнить в договоре, правилах страхования либо в страховой компании. Если вы решили расторгнуть договор, когда «период охлаждения» уже прошел, то по Гражданскому кодексу страховщик не обязан возвращать вам деньги, конечно, если другие условия не прописаны в вашем договоре. Поэтому внимательно изучите сам договор и правила страхования. Третье – подайте письменное заявление об отказе от страховки в свою страховую компанию. Звонка страховщику недостаточно. Вы должны лично прийти в офис или отправить документы по почте. Форма заявления – свободная. Некоторые компании для удобства клиентов подготовили специальные бланки заявлений на расторжение договора. Если у компании есть такой бланк, вам дадут его в офисе. Но вы можете написать отказ от услуг компании и на обычном листе бумаги. Вместе с заявлением нужно представить: паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; нотариально заверенную доверенность, если действуете через представителя; банковские реквизиты, если вы хотите получить деньги на счет; оригинал договора страхования и квитанцию его оплаты, если это требует компания. В тот же день, когда компания получила ваш отказ, договор расторгается и страховка перестает действовать.

Деньги вам обязаны вернуть в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления и пакета необходимых документов. Вы сами выбираете, как вам вернут деньги: наличными в кассе офиса, в который вы обратились, или безналичным переводом.

Если страховая компания отказывается расторгать договор, хотя «период охлаждения» еще действует, напишите жалобу на страховую компанию в Банк России.

Related posts