Европейская трудовая легальная иммиграция в Швейцарию в целом отвечает потребностям рынка труда страны, а денонсация режима свободного передвижения людей и капиталов между ЕС и Швейцарией обойдется швейцарской экономике, как показывают различные исследования последних лет, очень дорого. По этому вопросу есть и другие мнения.
Этот контент был опубликован 05 августа 2020 года - 07:00 05 августа 2020 года - 07:00 Pauline TurubanРассказывать об актуальных событиях в Швейцарии и в мире на основе цифр и статистических данных. Эмигрировала в Швейцарию много лет назад, работала как мультимедийный журналист на франкоязычном канале Radio Télévision suisse (RTS) швейцарской национальной телерадиокомпании SRG SSR. Основные темы: международная политика, окружающая среда, общество.
Больше информации об авторе | Франкоязычная редакция
Доступно на 6 других языках- Deutsch (de) Wie wirkt der freie Personenverkehr auf die Schweizer Wirtschaft?
- Español (es) Qué impacto tiene la libre circulación de personas en la economía suiza
- عربي (ar) أيّ تأثير لاتفاقية حرية تنقل الأشخاص على الاقتصاد السويسري؟ هذا ما تقوله الأرقام!
- Français (fr) Impact de la libre circulation sur l’économie suisse: ce que disent les chiffres
- English (en) How free movement impacts the Swiss economy
- Italiano (it) Impatto della libera circolazione delle persone: cosa dicono le cifre
Оригинал на русском: Игорь Петров.
Консервативная Швейцарская народная партия (SVP) требует в своей народной законодательной инициативе перехода к «умеренной» иммиграции в соответствии потребностями рынка, но без «режима свободного передвижения» (РСП).
Голосование по законопроекту пройдет 27 сентября. Тем самым «народники» предлагают денонсировать соглашение о свободном передвижении лиц между ЕС и Швейцарией, что привело бы к денонсации всего первого пакета секторальных соглашений между ЕС и Швейцарией.
Двадцать лет свободы перемещения
Соглашение о свободном передвижении лиц, услуг и капиталов, подписанное между Швейцарией и ЕС 21 июня 1999 года, значительно облегчает и либерализует правила и условия постоянного проживания и работы в Швейцарии граждан ЕС и государств, входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), и наоборот.
Соглашение вступило в силу 1 июня 2002 года и постепенно распространялось на граждан новых государств, входивших в ЕС в 2006, 2009 и 2017 годах. Право на свободное передвижение, проживание и поиск работы дополняется положениями о взаимном признании дипломов, о свободе приобретения недвижимости, а также положениями, синхронизирующими работу систем социального обеспечения и страхования.
End of insertionВсе соглашения этого пакета действуют в совокупности или не действует ни одно, а соглашение о РСП является частью этого пакета. Оно действует уже 20 лет. Каковы его итоги? Чего добилась, что получила и что потеряла Швейцария, открыв свой рынок труда для европейских рабочих кадров? Информация к размышлению.
Как режим свободного передвижения повлиял на иммиграцию?
Бесспорный факт: он значительно активизировал иммиграцию в Швейцарию из стран ЕС / ЕАСТ. В 2002 году, когда соглашение вступило в силу, в Швейцарии проживало почти 900 000 граждан из этих стран. С тех пор их число увеличилось почти на 60% и достигло 1,4 миллиона.
После Люксембурга Швейцария является европейской страной со второй по величине долей в работающем населении иностранцев из государств ЕС/ЕАСТ (почти 20%). В период с 2002 по 2019 гг. число трансграничных маятниковых мигрантов, приезжающих в Швейцарию на работу через границу утром, а вечером уезжающих обратно домой в Европу, увеличилось более чем в два раза со 162 000 до почти 330 000 человек.
Внешний контент
А вот сальдо чистой иммиграции в Швейцарию из стран ЕС — имеется в виду ежегодно рассчитываемая разница между иммиграцией и эмиграцией — постоянно снижается уже с 2013 года, хотя и остается в настоящее время положительным: на уровне чуть более + 30 000 человек в год.
Этот показатель всегда тесно увязан с экономическим развитием и циклами промышленной конъюнктуры: периоды экономического роста, как правило, сопровождаются увеличением положительного сальдо миграции и наоборот.
Это отмечает, например, Наблюдательный совет SECO по вопросам свободного передвижения людей (Observatorium für Freizügigkeit), последний доклад которого был опубликован в конце июня 2020 года.
Внешний контент
В каких секторах экономики работают граждане ЕС/ЕАСТ?
Промышленность, уход за больными и престарелыми, торговля и научно-технические профессии — таковы основные отрасли швейцарской экономики, в которых работают граждане стран ЕС и ЕАСТ.
Гораздо в меньшей степени европейские иммигранты представлены в сфере государственного управления и сельского хозяйства: там их, если пересчитать в пропорции, гораздо меньше, чем швейцарцев.
Обратная ситуация наблюдается в гостиничном и ресторанном бизнесе, а также в строительстве: там иностранцы из Европы составляют соответственно 30 и 25 процентов совокупной рабочей силы.
Внешний контент
Почему среди мигрантов больше безработных?
Европейцы едут в Швейцарию прежде всего чтобы работать, поэтому и их степень востребованности на рынке труда превышает данный показатель у швейцарцев. В прошлом году работу имели 87,7% от общего числа трудоспособных иностранцев из стран ЕС и ЕАСТ, тогда как у граждан Швейцарии эта доля составляет показатель на уровне от 84,3% до 84,6%.
Еще один показатель степени интегрированности в рынок труда — уровень безработицы. С 2012 года уровень безработицы среди граждан ЕС, проживающих в Швейцарии, четко отражает циклы конъюнктуры и остается на уровне выше среднего по Швейцарии, но значительно ниже среднего по ЕС.
За тот же период уровень безработицы среди швейцарцев изменился незначительно и остался на традиционно низком уровне. Почему так происходит? Потому что значительная доля европейских иммигрантов работает в Швейцарии в секторах экономики, в значительно большей степени подверженных риску сезонной безработицы (туризм, отели, рестораны).
Внешний контент
Такие показатели дали основание Наблюдательному совету SECO по вопросам свободного передвижения лиц между Швейцарией и ЕС сделать вывод о том, что «трудовая иммиграция, по-видимому, в целом соответствует потребностям швейцарского рынка труда».
Совет также делает вывод о том, что «нет никаких свидетельств того, что трудовая иммиграция оказала негативное влияние на перспективы трудоустройства коренного швейцарского населения. Напротив, европейские иммигранты сделали рынок труда страны более гибким».
Эффект вытеснения?
В целом ряде исследований, проведенных по заказу Государственного секретариата по экономическим вопросам (SECO, подразделение Минэкономики страны), специально была сделана попытка проанализировать ситуацию и установить, имеет ли место в Швейцарии «эффект вытеснения» пришлыми кадрами местных работников.
Большинство исследований пришли к выводу о том, что «такой эффект в общем и целом практически пренебрежимо мал» и что «иностранные работники скорее дополняют собой общее кадровое предложение на местном рынке труда, чем напрямую конкурируют со швейцарцами».
С другой стороны, согласно исследованию, опубликованному в 2013 году, в Швейцарии имеются определенные подгруппы населения, которые могут находиться в несколько более неблагоприятном положении по сравнению с пришлыми. К этим подгруппам относятся высококвалифицированные работники, родившиеся в Швейцарии, а также сотрудники старше 50 лет.
Зачем Швейцарии нужны иностранные кадры?
Условия труда здесь привлекательны, но работу получить непросто.
Как раз они могут быть вытеснены с рынка труда, для чего парламент Швейцарии в последние месяцы дискутировал вопрос поддержки особенно «возрастных» категорий безработных, одобрив для них Überbrückungsrente.
Эта так называемая «пенсия-мостик» позволяет безработным в возрасте от 60 лет (в Швейцарии их называют ausgesteuerte Arbeitslose, безработные, оказавшиеся на «запасном тупиковом пути») «дотянуть» от момента потери занятости до выхода на законную пенсию, получая «пособие», но в размере не больше 65 643 франков в год.
Кто более квалифицирован: мигранты из ЕС / ЕАСТ или швейцарцы?
Согласно ряду исследований, высококвалифицированные европейские иммигранты вполне способны «заменить собой людей с таким же уровнем образования в Швейцарии». На макроуровне это компенсируется запуском цепочки создания комплементарных (дополняющих) рабочих мест там, где требуются люди с более низкой квалификацией.
Но на микроуровне, там, где, собственно, и формируется общественное мнение, это обстоятельство, безусловно, может вести к накоплению недовольства. Доля лиц с высшим образованием среди иммигрантов из ЕС/ЕАСТ сравнительно высока, но на другом конце спектра оказывается, что только четверть из них имеют у себя в активе законченное обязательное среднее образование.
Внешний контентНаблюдательный совет SECO по вопросам свободного передвижения лиц между Швейцарией и ЕС уверен, что такая стратификация в целом соответствует потребностям рынка труда страны.
«Приток высококвалифицированных трудовых кадров способствовал ускорению структурных реформ швейцарской экономики, перенацелив ее в сторону производства с высокой долей добавленной стоимости в конечной продукции, при этом открытые низкоквалифицированные вакансии, в целом неинтересные швейцарцам, компании закрывают, используя в основном работников из стран ЕС/ЕАСТ».
Проблема только в том, что вся система профессионального образования, которой так гордится Швейцария, настроена именно что на подготовку кадров с уровнем образования не выше среднего специального.
Структурное вымывание малоквалифицированных рабочих мест пока, однако, не стало серьезной проблемой за счет существования в стране гибкого либерального рынка самозанятого населения (не нашел работу слесарем, открыл свою слесарную фирму)! Ясно, однако, что именно здесь может находиться источник проблем в будущем.
Ведет ли трудовая иммиграция из стран ЕС / ЕАСТ к падению зарплат в Швейцарии?
В целом ряде исследований, проведенных, правда, главным образом, по заказу SECO, то есть госвласти (поэтому к таким исследованиям нужно относиться крайне осторожно), особо рассматривался характер влияния трудовой иммиграции из Европы на заработную плату населения Швейцарии. Выводы их расходятся диаметрально.
Некоторые исследователи обнаружили факт давления на заработную плату в сегменте высококвалифицированных специалистов, в то время как другие пришли к выводу, что европейский демпинг в области заработной платы оказал негативное влияние прежде всего на доходы низкоквалифицированных специалистов.
Внешний контент
И если одно исследование показало, что именно благодаря иммиграции высококвалифицированные швейцарцы стали получать больше, то другое пришло к такому же выводу, но уже в отношении малоквалифицированных швейцарских работников. Наконец, есть исследования, которые вообще не обнаружили статистически значимого влияния европейской иммиграции на заработную плату.
В целом же факт состоит в том, что средняя заработная плата как швейцарских граждан, так и вообще всех иностранцев (подробностей отдельно по гражданам стран ЕС/ЕАСТ нет) в период с 2008 по 2018 годы росла неуклонно и равномерно на 0,84% и 0,87% в год соответственно. Поэтому Наблюдательный совет SECO по вопросам свободного передвижения лиц между Швейцарией и ЕС считает, что «негативного влияния иммиграции на общие тенденции в области заработной платы установить нельзя».
Во что обойдется швейцарской экономике отказ от РСП?
На референдуме 9 февраля 2014 года народ одобрил инициативу Швейцарской народной партии (SVP) «Против массовой иммиграции». Это решение граждан заставило власти призадуматься: а что будет, если режим свободы перемещения с ЕС будет серьезно поставлен под сомнение? И какова цена вопроса?
Затем по заказу SECO были проведены два исследования с целью оценки долгосрочных экономических последствий такого сценария. В итоговых отчетах, которые были опубликованы в 2015 году, среди прочего говорилось, что рост численности работающего населения, вызванный РСП, «привел как к увеличению производственного потенциала экономики, так и к росту объёма общего потребительского спроса».
Швейцария и Европейский союз: ставки сделаны!
Давно назрел подробный «технический осмотр» механизма швейцарско-европейской кооперации.
Многие экономисты считают, что денонсация режима свободного передвижения людей обошлась бы Швейцарии очень дорого. По их прогнозам, к 2035 году ВВП страны был бы на 3-4% ниже, упал бы и внешнеторговый оборот, а падение совокупного трудового дохода страны составило бы примерно 400 млн франков в год.
Другие экономисты указывают, что даже в инициативе SVP говорится о том, что экономика все равно, даже в условиях денонсации РСП, будет иметь право получать столько кадров из-за рубежа, сколько ей нужно. Только сейчас экономика делает это сама, а после принятия этой инициативы ей придется ходить на поклон к чиновникам за разрешениями, так, как это уже сейчас происходит в отношении работников из «третьих стран», включая бывшие советские республики.
То есть иммиграция будет продолжаться, но регулировать ее уже будут не бизнес, а власти. Именно в этом и состоит основная интрига! Какой порядок лучше? Решать народу!
Ключевые слова: Ссылки