ЛЮДИ АВИАДЕЛА: Кто такие структуристы

Опубликовано: 2019-12-07 05:55:34



Оценка состояния конструкции воздушного судна — одно из ключевых направлений работы технических специалистов. Тяжелые формы технического обслуживания самолетов обязательно включают в себя работы, связанные с конструкцией (структурой) ВС. 

Между тем работа так называемых структуристов — технических специалистов, занимающихся ремонтом конструкций ВС, — часто остается в тени. 

ATO.ru решило исправить эту ситуацию и поговорило со специалистами S7 Technics — крупнейшего провайдера технического обслуживания и ремонта воздушных судов в России и СНГ.

Из беседы стало понятно, сколько времени требуется на подготовку хорошего структуриста, в чем заключаются основные различия ремонтов металлов и композитов, а также какие новшества в обслуживании используют специалисты, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом конструкций ВС.

S7 Technics
В S7 Technics работает более сотни специалистов по ТОиР конструкций ВС :: S7 Technics

Значение

По итогам 2018 г. технические специалисты S7 Technics выработали 2,153 млн нормо-часов. Почти 9% от этого объема работ пришлось на структурные ремонты, выполненные на трех производственных базах провайдера: в аэропортах Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск) и Минеральные Воды.

"Развитие цехов структурных ремонтов важно для S7 Technics, так как одна из наших основных специализаций — выполнение тяжелых, в том числе структурных, форм ТО, которые требуют максимальной квалификации специалистов и оснащенности баз", — рассказал ATO.ru Никита Белых, директор по продажам S7 Technics.

Специфика работы

Самый широкий спектр услуг предоставляет авиакомпаниям цех в Домодедово. Минераловодская база специализируется на структурных формах ТОиР. 

Boeing 737-800
В начале 2019 года новосибирская база S7 Technics выполнила работы по инспекциям структуры топливных баков самолета Boeing 737-800 :: Аслан Шауей / S7 Technics

Цех структурного ремонта каждой производственной базы работает в связке с другими подразделениями, в первую очередь с цехом периодического ТО.

"Даже если к нам обращаются, чтобы отремонтировать отдельный элемент конструкции ВС, цех структурных ремонтов не сможет отработать такой заказ автономно, — объяснил Никита Белых. — Дело в том, что любой самолет нужно подготовить к выполнению структурного ремонта. А это задача специалистов цеха периодического ТО — им нужно обеспечить доступ к месту ремонта, чтобы, к примеру, добраться до структурных элементов под полом пассажирской кабины самолета".

Спецы

О том, кто и как в S7 Technics занимается ТОиР конструкций самолетов, ATO.ru рассказал Арсений Кручинкин, начальник цеха структурных ремонтов конструкций ВС производственной базы провайдера в Домодедово.

Этот цех состоит из участка ремонта и малярного участка. В команде цеха 69 специалистов: инженеры, техники, техники-технологи, авиамеханики, маляры.

Бывший директор по качеству одной из российских авиакомпаний в разговоре с ATO.ru уверяет, что "хороший структурист на вес золота".

Арсений Кручинкин с таким утверждением согласен: "Структурист — это человек, который имеет особый склад ума и часто — эксклюзивный взгляд на жизнь. Таких людей немного. Структурист должен оценить, как будет выглядеть процесс ремонта, какой потребуется крепеж, какую технологию ремонта лучше применить к тому или иному материалу. В ремонте конструкций ВС очень много нюансов".

S7 Technics
Работы по структуре ВС зачастую невозможны без соответствующей инженерной поддержки :: S7 Technics

Наиболее показательным примером работы специалистов, демонстрирующих их уровень, собеседник назвал замену обшивки фюзеляжа. Совсем недавно команда цеха выполнила очередную такую задачу на самолете Airbus A320 одной из российских авиакомпаний.

"Мы меняли переднюю обшивку ВС в районе отсека передней стойки шасси. Сложность заключалась в подготовке подходов к месту ремонта, снаружи и внутри. Кроме того, требовалось подогнать новый элемент обшивки, так как он поставляется без отверстий, только с направляющими. Это работа, требующая не только рук и сверла, но и интеллекта — нужно продумать всё до мелочей. Подгонка обшивки — трудоемкая и ответственная работа. Ведь повредить другие элементы конструкции самолета при установке и демонтаже очень просто".

Подготовка

По опыту Арсения Кручинкина, подготовка толкового структуриста занимает не менее трех лет.

Обычно в течение первого года начинающий специалист успевает ознакомиться только с общими понятиями и подходами, в течение второго — формируется "углубленное внимание ко всем нюансам", в течение третьего — нарабатывается личный опыт и профессионализм.

Собеседник подчеркнул, что настоящий структурист должен постоянно учиться — S7 Technics регулярно направляет специалистов на стажировку к авиапроизводителям.

S7 Technics
На подготовку хорошего структуриста требуется несколько лет :: S7 Technics

Кроме того, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту работы структуриста, конструкция самолетов претерпевает эволюцию — в ней используется больше композитных и других неметаллических материалов.

"Совсем скоро композиты выйдут на первое место в планерах ВС. Сейчас соотношение металлических и неметаллических материалов на самых современных самолетах – 50 на 50. Работа с композитной структурой требует большого внимания. Но никаких сложностей при должной подготовке нет. Улучшение конструкции ВС сопровождается развитием методов и способов ремонтов".

По словам Кручинкина, структуристы S7 Technics знакомы со всеми секретами ТОиР конструкции самолетов. Начальник московского цеха с некоторой долей скепсиса относится к применению беспилотных технологий в области структурных ремонтов. Он больше приветствует появление инновационных инструментов. 

"В этом году мы приобрели систему E-Drill. В данном оборудовании используется электрический метод выжигания крепежа. Мы приветствуем подобные новации. Благодаря E-Drill мы сокращаем время, необходимое для удаления крепежа, раза в полтора. Сейчас анализируем необходимость приобретения самого передового инструмента по установке заклепок", — поделился планами Арсений Кручинкин.

Related posts