Покинув сделку, предусматривающую сокращение добычи нефти для контроля цен на мировом рынке, Россия смогла бы преодолеть стагнацию в нефтедобывающей индустрии, которая грозит стать самой продолжительной с советских времен.
Несмотря на 9-процентное снижение, спотовые цены на нефть марки Urals в северо-западной Европе в 2019 году, по данным аналитической компании Refinitiv, все же были в среднем в полтора раза выше (63,3 доллара за баррель против 41,1 доллара), чем в 2016 году, когда было подписано первое соглашение ОПЕК+.
В результате, как следует из оценок российского Министерства энергетики, федеральный бюджет получил дополнительный доход, который достиг 6,2 триллиона рублей, или немногим более 100 миллиардов долларов.
Таким образом, сделка между крупными мировыми производителями нефти еще раз доказала свою эффективность, которая оказалась даже выше по сравнению с первоначальными прогнозами экспертов. Например, в 2016 году Всемирный банк предсказывал, что в период между 2017 и 2019 годами средняя цена на нефть марки Brent будет составлять 59,3 доллара за баррель, а Управление энергетической информации США (EIA) называло еще меньшую цифру – в 58,4 доллара за баррель. Однако, на самом деле этот показатель достиг отметки в 63,2 доллара за баррель. Примечательно также, что в 2018 году средняя фактическая цена на Brent (71,3 доллара за баррель) превысила прогнозный уровень Всемирного банка (59,9 доллара за баррель) и EIA (57 долларов за баррель) более чем на 10 долларов.
Отчасти столь значительную разницу можно объяснить высоким уровнем дисциплины среди участников сделки. Так, в ноябре 2019 года, по данным Международного энергетического агентства, страны-члены ОПЕК продемонстрировали степень приверженности своим обязательствам, которую эксперты оценили в 154 процента, а среди независимых производителей, не входящие в ОПЕК, этот показатель составил 125 процентов.
Это вызвало повышенный интерес хедж-фондов, которые начали наращивать инвестиции в нефтяные фьючерсы, поскольку сделка дала им возможность получить дополнительные доходы. Не случайно цены на нефть возрастали каждый раз во время декабрьского саммита ОПЕК в 2018 и в 2019 годах, когда решался вопрос о продлении соглашения и даже о дополнительном сокращении добычи. Так, в первую неделю декабря 2018 года цена фьючерса на нефть марки Brent на Межконтинентальной бирже (ICE) выросла на 4,6% (до 61,4 доллара за баррель), а в первую неделю декабря 2019 года – на 5,6% (до 64,3 доллара за баррель).
Однако, Россия не сумела извлечь значительных выгод из этой сделки. Привязав свой бюджет к цене на нефть на уровне 40 долларов за баррель, правительство смогло существенно пополнить Фонд национального благосостояния: только за первые одиннадцать месяцев 2019 года он увеличился более чем вдвое – с 58,1 до 124 миллиардов долларов. Федеральный бюджет также выиграл: если в 2016 году имел место дефицит в размере 3,5 процента, то за январь-ноябрь 2019 года, по оценке Economic Expert Group, сформировался значительный профицит – 3,1 процента.
В то же время, правительству страны не удалось вновь подстегнуть экономический рост, который уже в предсанкционном 2013 году замедлился до 1,8 процента, что является крайне низким показателем для развивающихся экономик. Более того, само наличие профицита стало для правительства настоящей головной болью: если в 2016 году федеральный бюджет оставил неизрасходованными 220 миллиардов рублей, то в 2018 году этот показатель достиг 778 миллиардов, а в 2019 году, по данным Счетной палаты России, превысил триллион рублей.
Саудовская Аравия выиграла от сделки ОПЕК+ гораздо больше: во многом благодаря росту цен на нефть, Эр-Рияд не только успешно провел первичное размещение акций государственной нефтяной компании Saudi Aramco, капитализация которой уже превысила 1,7 триллиона долларов, но и запустил программу Vision-2030, направленную на диверсификацию экономики за счет крупных инвестиций в инфраструктуру, туризм и человеческий капитал.
По данным глобальной информационной компании IHS Markit, Саудовская Аравия, которая внесла решающий вклад в заключение соглашения ОПЕК+, сумела сократить дефицит бюджета с 12,9 процента в 2016 году до 3,8 процента в 2019 году. Отсюда следует вывод, что выход России из сделки не стал бы для саудитов слишком болезненным событием. О том, что вероятность такого сценария довольно высока, свидетельствует факт, что в декабре 2019 года соглашение ОПЕК+ было продлено всего на три месяца. По мнению многих экспертов, это является явным признаком того, что сделка вскоре будет пересмотрена в то или иной степени уже в ближайшее время.
Для России такой вариант развития событий не только сопряжен с риском, но и сулит новые возможности. С одной стороны, выход из сделки устранит ограничения для добычи на месторождениях, которые в последние годы начали разрабатывать «Роснефть» (Сузунское, Русское, Западно-Ергинское, Юрубчено-Тохомское) и «Газпром нефть» (Куюмбинское, Восточно-Мессояхское).
В результате, несомненно, возрастет годовой темп роста добычи в России, который, по данным компании BP, замедлился с 5 процентов в период с 1999 по 2008 год до 1,3 процента в 2009-2018 годах. С другой стороны, даже при некотором падении цен на нефть федеральный бюджет останется стабильным, поскольку в настоящее время для покрытия расходной части достаточно, чтобы среднегодовая цена на нефть составляла 40 долларов за баррель, а не 100 долларов, как это было в 2013 году. Таким образом, пересмотр сделки не будет иметь никаких катастрофических последствий.
России следовало бы начать готовиться к выходу из соглашения уже сейчас, а не откладывать решение до того момента, когда США превратятся в крупнейшего экспортера нефти, поскольку это может свести на нет все усилия ОПЕК по сокращению добычи.