- Собор был самым внушительным памятником «русской Варшавы». Император Александр III незадолго до смерти отдал предпочтение проекту Леонтия Бенуа. Он основывался на традициях храмового зодчества Владимиро-Суздальской Руси с ее прямыми линиями и устремленностью вверх, близкими к архитектуре Европы.
Один из первых крупных взносов на строительство (13,5 тысяч рублей) сделал святой Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергеев). Праведный Иоанн присутствовал и на церемонии закладки варшавского храма 30 августа 1894 года, проводившейся архиепископом Варшавским и Холмским Флавинаном (Городецким) в праздник Александра Невского, являющегося одновременно и днем именин Александра III.
Основные строительные работы завершились 9 ноября 1900 года, после установки над главным из пяти куполов четырехконечного креста, более характерного для католической традиции.
Работы по внутреннему убранству храма продолжались до 1912 года. Общее руководство живописными работами, оказалось поручено самому, пожалуй, авторитетному на тот момент мастеру исторической тематики Виктору Васнецову. По его эскизам изготавливались 16 мозаичных композиций, самая крупная из которых «О тебе радуется!» имела площадь более тысячи квадратных метров.
Самый большой из 14-ти колоколов, отлитых для собора в Москве, на колокольно-литейном заводе Петра Финляндского, был по размерам пятым в империи. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренными императором Николаем II. Главную икону князя Александра Невского храму пожертвовал капиталист Савва Морозов, расходовавший значительные суммы и на помощь радикальным революционным партиям.
20 мая 1912 года был освящен главный придел храма, 27 мая – южный придел и 3 июня – северный. На последней из этих церемоний архиепископ Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров) сказал: «Созидая сей храм его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия».
Во время Первой мировой войны германские оккупационные власти, переименовали собор в память императора Священной Римской империи Генриха II, использовали его одновременно в качестве и костела, и протестантской кирхи.
С восстановлением польской независимости собор передали православной епархии, однако укоренившееся среди поляков восприятие храма как символа русского господства привело к тому, что в 1924-1926 годах собор был снесен на средства, полученные от специального займа, который обеспечивался строительными материалами, оставшимися после сноса.
В Советском Союзе с конца 1920-х годов тоже разворачивалась компания по закрытию и уничтожению православных храмов, и, разумеется, никаких протестов из Москвы не последовало.
Среди немногих польских политиков, возражавших против сноса, был член польского Сената Вячеслав Богданович. В одной из своих речей он призывал: «Пока (собор. – ИА FederalCity) стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником – позорным памятником нетерпимости и шовинизма!» Но слова эти остались неуслышанными.