11 марта в рамках 47-х Международных общественно-научных чтений, посвящённых памяти Ю.А. Гагарина, для гагаринцев и гостей города состоится концерт классической музыки “Позывные весны”. Лауреаты международного и всероссийского конкурсов Татьяна Кошелева (сопрано) и Ольга Голубева (фортепиано) из города Санкт-Петербург представят программу, где прозвучат арии, романсы, песни из кинофильмов, а также произведения для фортепиано.
На родину первого космонавта едут не просто артисты, едут “крыловцы” – так с гордостью себя называют ученики и последователи нашего славного земляка Александра Ивановича Крылова – профессора Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории, выдающегося российского хорового дирижёра и педагога, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, участника Великой Отечественной войны.
Уверена, что многим будет интересно узнать жизненный путь Александра Ивановича, которого пока больше знают в Санкт-Петербурге, чем в Гагарине.
25 ноября 1918 года, в разгар Гражданской войны, в деревне Мордвино Кармановской волости Гжатского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье родился мальчик, родители назвали первенца Александром. Отец Иван Иванович Крылов был баянистом-самоучкой, мать Ксения Егоровна Крылова (в девичестве Романова) – мастерицей на все руки. Лихие годы не пощадили Смоленскую область. Находясь на стратегически важном подступе к Москве, эта земля не раз была опустошена завоевателями, разорена дотла. Гибли люди, разрушались города, уничтожались архивы. И поэтому о ранних годах Саши Крылова нам известно немногое.
В 1926 году в семье родилась младшая дочь Анна, а старший сын пошёл в школу. 1927-1928 годы в Смоленской области были отмечены низкими урожаями, а массовое колхозное движение в Гжатском уезде, как и во всей стране, началось в 1929 году. Возможно, это стало одной из причин, побудивших семью Крыловых перебраться в большой город Гжатск, снабжающий Санкт-Петербург хлебом еще со времён Петра Первого, исправно Гжатск поставлял и рабочих-земляков столичным предприятиям. Не секрет, что на Путиловском заводе работал дед по материнской линии Юрия Гагарина – Тимофей Матвеевич Матвеев (1871-1918).
В 1930 году Крыловы перебрались в Ленинград: в период индустриализации колыбель революции нуждалась в рабочих руках. Иван Иванович устроился на завод “Большевик” (Обуховский завод) нагревальщиком металлов, Ксения Егоровна растила детей и вела дом. Юный Александр Крылов учился в школе и по вечерам помогал отцу, руководившему на заводе музыкальным кружком. Искусство игры на баяне Крылов-младший сначала перенимал у родителя, а потом шлифовал в музыкальном училище имени Римского-Корсакова. Учился юноша прекрасно, и школу-семилетку, и училище закончил с отличием. Летом 1939 года поступил в Ленинградскую консерваторию, но война перевернула жизнь способного музыканта.
6 лет, с октября 1939 по ноябрь 1945-го, Александр Иванович провел в действующих частях на фронтах. В Зимнюю (финскую) войну был снайпером 116-ой стрелковой дивизии. В Великую Отечественную войну служил во фронтовом Ансамбле красноармейской песни и пляски 1-го Украинского фронта в звании старшего сержанта. Прошел через Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, Германию. Крыловым в ансамбле было сыграно 1400 концертов на передовой для поднятия боевого духа советских войск. От колоссальных перегрузок и холода у него отказала левая рука, но сержант-баянист, не желая покидать фронт, научился виртуозно играть только правой рукой. А.И. Крылов был награждён в октябре 1943 года медалью “За отвагу”» и в апреле 1945 – орденом Красной Звезды. Александр Иванович был демобилизован как инвалид 2-й группы уже по окончании войны.
Жизнь не баловала Крылова: он потерял обоих родителей, погибших в первую блокадную зиму, на его попечении оставалась младшая сестра. Но, несмотря на все трудности, Александр Иванович повторно поступил в Ленинградскую консерваторию в 1947 году и с отличием закончил её по двум специальностям сразу: дирижер хора и дирижер оркестра народных инструментов.
Трудовая биография Крылова, начавшись в 1936 году, вмещает в себя работу в Большом драматическом театре, в Ленинградском отделе радиоинформации, в оркестре имени Андреева. И всё это Александр Иванович совмещал с учебой сначала в музыкальном училище, затем в консерватории, аспирантуре, а потом и с преподаванием. Начав с совместителя-почасовика, он дослужился до звания профессора Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, также Крылов был педагогом музыкального училища имени М.П. Мусоргского и учителем Музыкальной школы инвалидов Отечественной войны.
Крылов много времени и сил отдавал общественной деятельности. Писал научные статьи по музыковедению и методические рекомендации по хоровому дирижированию, основанные на богатом личном практическом опыте.
Особое место в жизни маэстро занимали два самодеятельных коллектива – академический хор Ленинградского технологического института и академический хор Ленинградского электротехнического института. Первый из них Крылов создал в 1951 году, второй хор взял под своё руководство в 1957 году. Профессиональные музыканты не одобряли “хобби” коллеги, даже выражали сомнения в том, что студенты-технари вообще смогут заниматься искусством. Но Александр Иванович был уверен: волшебная сила пения способна достучаться до каждого сердца.
Крылов 47 лет растил хор ЛТИ и 33 года пестовал хор ЛЭТИ. Они участвовали в городских праздниках песни, неоднократно становились лауреатами всесоюзных и международных фестивалей и конкурсов, заслужили звания Народных коллективов. Хоры Крылова записывали произведения для фонда Всесоюзного радио, выпускали пластинки, давали концерты в лучших залах города и даже снимались в кино. Множество студентов музыкальных ВУЗов страны проходили практику на базе крыловских хоров.
Александр Иванович нёс музыкальное просвещение повсюду: организовывал хоровые фестивали, проводил мастер-классы, был членом экзаменационных госкомиссий не только в ленинградских музыкальных училищах, но и ездил в другие города. Он активно участвовал в работе Ленинградского отделения Всероссийского хорового общества, а в 1977 году вошёл в правление ВХО. В 1979 году маэстро было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Технологический институт, признавая важность деятельности А.И. Крылова, присвоил ему в 1993 году звание Почётного профессора.
Маэстро Крылов посвятил музыке всего себя, воспитал тысячи хористов-любителей и более 60 профессиональных дирижёров. Встреча с такой яркой и талантливой личностью, каким был Александр Иванович, мало кого могла оставить равнодушной. А судьбы некоторых своих подопечных он изменил до неузнаваемости. Например, В.С. Фомин, поступивший учиться в Технологический институт на инженера-химика, оказавшись в хоре Крылова, проявил себя одарённым музыкантом. Позже он закончил консерваторию и более 20 лет являлся художественным руководителем Ленинградской филармонии. Кто-то из бывших хористов сейчас поёт в Мариинском или Михайловском театре Петербурга. Похожий причудливый узор можно увидеть и в биографии певицы Татьяны Кошелевой.
Оперная певица Татьяна Кошелева имеет два высших образования. В 2004 году она окончила Санкт-Петербургский государственный технологический институт по специальности инженер-биохимик, а в 2014 году – кафедру академического пения Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (класс народной артистки РФ, доцента С.Костиной).
Случается, что одна или несколько встреч коренным образом изменяют твою жизнь. Вот, что рассказала Татьяна: “По окончании средней школы в городе Балаково Саратовской области я, по совету мамы, решила получить серьёзную профессию, готовилась поступать в Саратовский аграрный университет, но вскоре меня переманили на подготовительные курсы Санкт-Петербургского технологического института. Весомым аргументом было то, что в “Техноложке” имелся известный в городе студенческий хор, а ведь я дома училась в Школе искусств имени И.Я. Паницкого на дирижёрско-хоровом отделении и мне не хотелось оставаться без музыки.
На первом курсе я сразу же пришла в хор. Руководитель коллектива, Александр Иванович Крылов, удивил меня своим спокойствием, говорил тихим голосом. Но как менялось его лицо, когда пел хор! Оно искрилось эмоциями, он был живой, энергичный. Дирижировал Крылов сдержанно, лаконично. Особенно запомнилось, как на одном выступлении он в какой-то момент опустил руки и дирижировал одними глазами и бровями. Всех новичков хора направляли в класс сольного пения, там я познакомилась с педагогом по вокалу Зинаидой Антоновной Лаурен. Эти замечательные люди заронили во мне зёрна осознанного обучения пению, в этом поддерживали меня и некоторые наши хористы”.
Вот такая история. Сейчас Татьяна Кошелева живёт в Петербурге и сама преподаёт сольное пение во Дворце творчества “У Вознесенского моста” – обучает детей и взрослых тому, что очень любит.
В 2014 году группа творческих энтузиастов объединила вокруг себя молодых выпускников российских консерваторий и собрала труппу Театра Комической Оперы “ДА” (Dell`Arte). Татьяна, являясь солисткой театра, поёт в классических опера-буффа и ярких современных постановках.
Бархатное сопрано и замечательное артистическое дарование расширяют репертуарные возможности певицы – Татьяна даёт концерты камерной музыки в прекрасных дворцовых интерьерах, музеях и культурных центрах Петербурга. Она исполняет оперную музыку, арии из оперетт, романсы, классические и современные вокальные миниатюры, произведения советских композиторов и народные песни.
Гастроли в составе театра “ДА” и с сольными концертами – это Кострома, Полоцк и Омск, Палех, Шуя и Саратов. А в марте Татьяна Кошелева надеется порадовать жителей и гостей города Гагарина.
Ольга Голубева закончила Ленинградскую консерваторию и аспирантуру по классу известного пианиста профессора И.А. Комарова. Работала преподавателем фортепиано и концертмейстером в музыкальном училище №3 города Ленинграда. Позднее работала старшим преподавателем кафедры инструментальной подготовки факультета музыки Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Ведёт концертную деятельность, в частности, выступала за рубежом (в Швейцарии и Германии). Лауреат всероссийского конкурса.
“Крыловцы” приглашают на свой концерт 11 марта в 19.00 в Гагаринскую детскую музыкальную школу имени И.Д. Кобзона. Вход свободный.
Благодарю за большую помощь в подготовке статьи Наталию Коваленко (г.Санкт-Петербург).
Автор: Леся ХОДЫКИНА, заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Музея Ю.А. Гагарина