Рынку контрактных предприятий предсказывают коронавирусное падение, но инициативы правительства по поддержке российской электроники вселяют надежду на углубленную локализацию.
Что можно доверить «контрактнику»?
Российский рынок контрактных предприятий электроники поступательно развивается с конца 1990-х годов. В результате сформирован обширный аутсорсинговый комплекс услуг и мероприятий по разработке и изготовлению на заказ печатных плат, модулей, аппаратуры и корпусов электронных устройств с оборотом примерно $300 млн или 20 млрд рублей к 2020 году — это на треть больше, чем пять лет назад. Динамику отрасли подтверждают ежегодные маркетинговые исследования Центра современной электроники (ЦСЭ), в которых отслеживается российский рынок электронных компонентов, плат и контрактного производства.
Рейтинг российских контрактных производств, подготовленный в 2018 году специалистами Ассоциации организаций содействия развитию кластеров и технопарков и Фонда инфраструктурных и образовательных программ ГК «РОСНАНО», выявил основные особенности в деятельности контрактных предприятий. Как показали результаты опроса «контрактников», наибольшее количество из них сотрудничают с компаниями в машиностроении, электронной, медицинской отраслях, а также в области IT и телекоммуникаций. Большинство респондентов оказывают аутсорсинговые услуги одновременно заказчикам 3–5 отраслей. Чаще всего к помощи контрактных предприятий обращаются компании микроэлектроники и приборостроения (48,28 %) и представители информационно-коммуникационной сферы (34,48 %).
За последние несколько лет мировая отрасль контрактных предприятий в электронике развивается высокими темпами — до 20 % в год. Девять десятых объема отрасли приходится на долю контрактных предприятий OEM/ODM, которые сосредоточены преимущественно в странах Юго-Восточной Азии. Мировой бум контрактных предприятий обусловлен международной кооперацией и растущей конкуренцией в электронике. Обращение к контрактным предприятиям позволяет заказчику избежать потери времени и средств на организацию серийного производства. Как правило, разработчик основное время уделяет маркетингу, разработке и продвижению продукции.
Переход от разработок и изобретений к промышленному освоению и серийному производству как раз может стать деятельностью контрактных производителей электроники — при условии, что партнер будет нацелен на выполнение работы с гарантией качества, соблюдением требований конструкторской документации, культуры производства и договорных отношений. Выбор партнера как на внутреннем, так и на внешнем рынке преимущественно зависит от факторов, влияющих на стоимость контракта: технологических возможностей и стандартов производства, объема заказа и сроков изготовления, географии предприятий и затрат на логистику и т. д.
«Использование собственного производства более оправдано на рынках с относительно стабильным уровнем спроса, когда появляется возможность долгосрочного планирования загрузки и оптимизации производства под выпуск определенной линейки продукции, — поясняет особенности российского рынка исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский. — Такой характер спроса преобладал на рынке счетчиков энергоресурсов, потребительской электроники, автомобильной электроники. Соответственно в этих направлениях основную долю рынка занимают компании с собственным производством.
На рынках, где преобладает проектный характер работы, более оправданным становится использование аутсорсинга в производстве. Контрактное производство позволяет быстрее наращивать мощности при запуске крупных проектов, а при завершении проектов не обременяет компанию постоянными издержками простаивающих мощностей. В целом по отрасли доля рынков со стабильным характером спроса со-кращается, а доля рынков с проектным характером спроса увеличивается. Это является главной причиной постоянного увеличения доли контрактного производства в отрасли».
Перспективы российского рынка
Российский рынок производства электроники по темпам развития не отстает от мирового — по данным ЦСЭ, в 2019 году он на 26 % превысил показатели 2018-го. Свою роль в этом сыграли контрактные предприятия, которые сделали шаг от давальческой комплектации к самостоятельному снабжению производства. Как следствие, объемы контрактного производства без услуг по комплектации, но с учетом проектов по импортозамещению выросли в прошедшем году на 15 % и на 4 % без них. Российский рынок можно считать концентрированным — свыше половины его объема в 2019 году обеспечили пять крупнейших российских контрактных производителя электроники. НПО «Цифровые телевизионные системы» и «Старлайн» сумели вдвое нарастить объемы производства.
«Несмотря на то, что российские производители делают свою работу на уровне качества мировых конкурентов, этот рынок в России только формируется, — полагает генеральный директор компании "АСК Лаборатория" Антон Востриков. — Дело в том, что последние годы характеризуются очень динамичным развитием отечественных контрактных производств, а также появлением новых крупных игроков на этом рынке. Причем в основном это инвестиции внутри страны. Действительно активно инвестирующие контрактные предприятия свидетельствуют о текущем росте спроса. Вероятно, продолжается влияние запроса на импортозамещение, т. е. на максимальную локализацию затрат. И поскольку электронные комплектующие остаются преобладающей частью импортными, то локализация хотя бы сборки становится выходом для импортозамещения».
Таблица: Крупнейшие контрактные производители электроники в России (Источник: Центр современной электроники)
Место в рейтинге | Компания | Расположение производства |
---|---|---|
1 | Юрьев-Польский завод «Промсвязь» | Юрьев-Польский |
2 | «Пантес» | Санкт-Петербург |
3 | «А-Контракт» | Санкт-Петербург |
4 | «Резонит» | Москва |
5 | «Альтоника» | Москва |
Пандемия коронавируса, которая началась в декабре прошлого года в Китае, где сосредоточены десятки тысяч контрактных предприятий электроники, и уже в марте охватила весь мир, сразу же сказалась на темпах производства российской электроники. Из-за закрытия предприятий и приостановки логистических цепочек отлаженный товарооборот между западом и востоком забуксовал.
«Для нас изменения были связаны только со сбоями в цепочках поставок для изготовления опытных образцов, для макетирования разработок, — говорит Антон Востриков. — И, конечно, эти изменения были отрицательными: сроки поставок стали трудно прогнозируемыми, в некоторых случаях кратно увеличились. Это не могло не сказаться на выполнении проектов, по нескольким проектам пришлось сдвигать приемку-сдачу».
Сейчас, несмотря на снятие торговых ограничений и возобновление работы зарубежных и российских предприятий, рынок испытывает последствия от введенного карантина. В ЦСЭ прогнозируют 10-процентное сокращение общего объема российского производства электроники в 2020 году, а контрактная отрасль может потерять до 15–20 % оборота.
Специалисты отмечают, что падение курса рубля в результате пандемии повысило конкурентоспособность российских контрактных предприятий электроники по сравнению с азиатскими коллегами, но ожидаемые преимущества могут наступить еще нескоро — перенастроить промышленную кооперацию требует времени, технологических изменений и не всегда может оказаться выгоднее. Так, один из заказчиков «АСК Лаборатории» провел оценку переноса массового производства разработанного для него электронного устройства из Китая в Россию. Несмотря на сокращение затрат на логистику и таможенные платежи, пока стоимость единицы продукции, произведенной за рубежом получается ниже. Причина проста — китайские предприятия могут приобретать комплектующие в тех же объемах по существенно более низким ценам и сохранять более короткие сроки комплектования. Хотя, за вычетом этих факторов, российские компании с установившимися технологическими процессами могут, по словам эксперта, изготавливать даже очень сложное электронное оборудование с достойной скоростью и достойным качеством.
И снова импортозамещение
Еще одним фактором в пользу углубления локализации и развития российского рынка электроники, а с ним и контрактных предприятий, могут стать стимулирующие инициативы на государственном уровне.
В мае 2020 года Минпромторг предложил запретить закупки зарубежной радиоэлектронной продукции для государственных и муниципальных нужд. В начале июня министерство выступило за отмену уплаты НДС российскими производителями электроники. В июле стало известно, что Минпромторг подготовил проект поправок к постановлению Правительства России о приоритете российских производителей в госзаказах электроники — изменения могут вступить в силу к 2023 году. Годом ранее постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 г. введен Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, разработанный специально для ее продвижения.
Кроме того, обсуждается снижение ставки по отчислениям на фонд оплаты труда для разработчиков электроники, введение утилизационного сбора для импортеров, продление до 2030 года льготных режимов в ОЭЗ технико-внедренческого типа, занятых разработкой и производством электронной продукции.
С начала года уже введены в строй или строятся новые отраслевые производства, в том числе контрактные: НТЦ «Модуль» объявил о запуске производства радиоэлектронного оборудования и услуг по испытанию аппаратуры заказчиков, компания «Макро ЕМС» в Санкт-Петербурге начинает строительство завода по контрактному производству электроники, НПО «Старлайн» (Ленинградская область) запустила первое в стране контрактное кабельное производство, работающее с небольшими российскими заказчиками.
- OEM (Original equipment manufacturer) — компания, бизнес-модель которой выстроена вокруг разработки, дизайна, маркетинга и продажи продукции, а значительная часть производственных процессов отдана на аутсорсинг.
- ODM (Original design manufacturer) — контрактный производитель, который выпускает продукцию по заказу ОЕМ-компании, частично или полностью осуществляет разработку продукта с правом интеллектуальной собственности на него. Обычно специализируются на небольшом количестве определенных типов продуктов.
- EMS Provider (Electronic manufacturing service provider) — контрактный производитель в области электроники, который не только выпускает продукцию по заказу OEM-компании, но и предлагает дополнительные услуги (дизайн, проектирование, разработка, управление цепочкой поставок, тестирование, логистика и др.).
Сейчас контрактное производство электроники в модели ODM развивает только одна российская компания, хотя в мире объем рынка ODM компаний, которые производят оборудование собственной разработки под маркой заказчика, сопоставим с рынком EMS компаний, которые обеспечивают производство по конструкторской документации заказчиков.
Переход на модель ODM оправдан при наличии массового спроса на стандартизованные электронные модули или оборудование. Чтобы окупить инвестиции контрактного производителя в собственные разработки, объем заказов на каждую позицию должен составлять сотни тысяч изделий в год. Кроме этого, электронные модули должны быть стандартизованными и легко интегрироваться с модулями, разработанными другими компаниями. В этом случае возникает естественное разделение труда между OEM-производителями оборудования, которые осуществляют маркетинг и поддержку конечных заказчиков и ODM-производителями электронных модулей, которые фокусируются на разработке, внедрении новых компонентов, управлении каналами поставок компонентов и массовом производстве, оптимизированном под определенный вид электронных модулей.
Наибольшее распространение в мире модель ODM получила на рынке производства компьютерных комплектующих (модулей).
С увеличением объемов производства вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования в России будет формироваться и развиваться рынок контрактных производителей, работающих в модели ODM. В течение нескольких лет этот рынок имеет потенциал вырасти до объема, сопоставимого с текущим объемом российского рынка контрактного производства. Т. е. общий объем российского рынка контрактного производства может удвоиться с развитием ODM компаний в течение примерно пяти лет. Так объем российского рынка вычислительной техники составляет более $7 млрд, доля российского оборудования (российских марок и сборки) около 4,5 %, при этом доля оборудования на системных платах российской разработки составляет десятые доли процента. Доля системных плат в цене оборудования составляет от 15 до 30 % в зависимости от производительности и стоимости процессоров. Таким образом один только российский рынок системных плат для вычислительной техники позволяет развернуть эффективное ODM-производство. Кроме этого широкие возможности для ODM-производства предоставляет рынок блоков электропитания, Ethernet-коммутаторов, роутеров, радиотерминалов и другой массовой продукции.
Следующим этапом развития является модель ODM Direct, когда потребитель заказывает производство оборудования непосредственно у ODM-производителя, исключая OEM компанию из цепочки поставок.