Путешествие с Бертолуччи: «Ускользающая красота»

Опубликовано: 2020-06-12 03:00:08



Бертолуччи – мастер психологизма и эротизма в кинематографе. Его произведения всегда неоднозначны, порой до скандальности (вспомнить, хотя бы, «Последнее танго в Париже»). Мария Михайлова вспоминает еще один фильм, который сложно поддается оценке, но совершенно эстетичен — «Ускользающая красота».

Действие картины происходит в одной из любимых локаций Бертолуччи – Тоскане. Уже в выборе географической точки можно найти подсказку к символизму мастера. Тоскана – регион, который стал родиной и местом творческой реализации для целой плеяды гениальных художников, скульпторов, писателей и музыкантов. Сам Бертолуччи назвал «Ускользающую красоту» «своим путешествием внутрь самого себя»: быть может, это было именно путешествие к истокам творчества и таланта, к самой сути искусства и красоты, которая постоянно «ускользает» от человека.

Кадр из фильма «Ускользающая красота»

Впрочем, центральный персонаж фильма – не сам Бертолуччи или его альтер-эго, а юная девушка по имени Люси. В Тоскану она приехала искать тайну своего рождения. Ее мать, известная модельер и поэтесса, забеременела именно здесь, но умерла, не успев рассказать дочери о ее рождении и о своей молодости. Люси приезжает в Тоскану чистая и невинная, но, как часто бывает задумано у Бертолуччи, именно здесь ей предстоит, наконец, повзрослеть. Но, несмотря на такую явную телесность, которую режиссер любил и часто использовал в своих картинах, в «Ускользающей красоты» нет пошлости. Зато есть то самое «знакомство с собой», первый шаг в мир взрослых людей и мужчин, любопытство, появление страсти. Мастеру было очень важно запечатлеть этот момент перехода от детства к юности, который многих страшит и многим кажется каким-то нечистым. Для Бертолуччи же он становится точкой постижения истины, а в переносе на область искусства — раскрытием творческого потенциала. Люси, как и художник (не зря в фильме показан и процесс создания скульптуры из дерева), постепенно становится собой, учится любить себя и других, направлять свою энергию. Важно помнить, что Бертолуччи, которому были близки идеи фрейдизма, в каждую свою работу помещал символы и образы, недвусмысленно связанные с психоанализом. Именно поэтому созидательная, творческая энергия напрямую связана с сексуальной (Фрейд давал обоим этим проявлениям энергии одно имя — либидо). Именно поэтому постепенное раскрепощение Люси нельзя воспринимать здесь как распущенность или упрощать до демонстрации зрителю полового взросления. Она, как человек, который начинает свой путь к постижению некой истины (в случае героини это разгадка тайны своей матери), неизбежно меняется – причем больше внутренне, нежели физически. Ее образ для Бертолуччи – своего рода образ музы, символ таланта и потенциала художника. Здесь кроется ключевое отличие эротизма Бертолуччи от других режиссеров. Каждый кадр, пусть зрителю он будет понятен не сразу, глубоко осмыслен и полностью лишен той «перчинки», которую некоторые режиссеры любят использовать, когда речь идет о пикантных темах.

Кадр из фильма «Ускользающая красота»

Ключевую роль в создании образа Люси сыграла, конечно, актриса Лив Тайлер. Она – идеальная находка Бернардо, который и увидел в ней ту самую «ускользающую красоту». Нимфеточная, но нежная внешность Лив, ее мягкие, очень женственные движения, легкий голос и неподдельная, яркая искра в глазах – те самые черты, которые ей даже не пришлось играть, чтобы полностью слиться со своей героиней. Для самой актрисы эта роль стала одной из важнейших в ее жизни, а с самим Бертолуччи у Тайлер сложились самые теплые отношения. Во многом «Ускользающую красоту» родил именно этот режиссерско-актерский тандем, в котором каждый сделал все, чтобы воплотить на экран идею целиком и полностью. И даже если зрителю не понравится тематика или не будет ясен общий смысл картины, он не сможет не восхищаться красотой, которую Лив воплотила на экране. Впрочем, не только она, но и окружающие ее декорации: камера Бертолуччи блестяще улавливает свет, цвет, природу, и, кажется, даже запахи. Тут режиссер, несомненно, выиграл. Его идеи, образы, психоанализ – спорны, а вот визуальное и актерское воплощение – как всегда, безупречны.

Download Premium WordPress Themes FreeFree Download WordPress ThemesFree Download WordPress ThemesFree Download WordPress Themesfree download udemy paid coursedownload lava firmwareDownload Best WordPress Themes Free Downloadudemy free download

Related posts