Режиссер: Ксавье Долан
В ролях: Габриель Д’Альмейда Фрейтас, Ксавье Долан, Пьер-Люк Фанк, Самуэль Готье, Антуан Пилон
Премьера: 14 ноября 2019 года
В минувшем году режиссёр по-настоящему заслуживший право звания главной гей-иконы — Ксавье Долан, представил свою новую работу «Матиас и Максим». Фильм рассказывает историю о двух лучших друзьях, волей случая начавших осознавать своё влечение друг к другу. Триггером для начала размышлений на тему характера чувств, испытываемых молодыми людьми, становится просьба кузины поцеловаться на камеру для ее короткометражного фильма.
Главную роль исполнил сам Ксавье, что добавляет истории более интимный характер. Автор фильма обнажает механизм принятия персонажами своей гомосексуальности, размышляет на тему роли социальной среды в становлении сексуальной ориентации, заставляет зрителя задуматься над чёткостью границ таких понятий как «любовь» и «дружба».
Отрываясь от самого фильма, можно сказать о значении «Матиаса и Максима» в карьере режиссёра. Ксавье Долан, недавно справивший своё 30-летие, является автором десяти картин, первый сценарий он написал ещё в 16.
Посмотрев две его работы, предшествующие «Матиасу и Максиму» («Это всего лишь конец света» и «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»), у критиков и зрителей начало возникать ощущение, что обласканный всеми престижными премиями мальчик начинает терять свою пронзительность, юношескую хлёсткость и нерв целого поколения.
К тому же, фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» выявил организаторскую слабость автора в работе над крупными, звёздными проектами. Структура повествования и драматургия в фильме рассыпается, а линия Джессики Чистейн и вовсе была вырезана.
В новой же работе Долан возвращается к авторскому камерному подходу, возможно, вынужденно. Производство переносится на его родину — в Канаду, бюджет урезается. Актёры малоизвестны широкому зрителю, за исключением вечной музы Энн Дорваль. Главная актёрская роль, режиссура, сценарий, монтаж продюсерская функция — всё находится в чутких руках Ксавье.
Даже оператор в фильме — Андре Тюрпен и тот работал над ранними работами Долана. Однозначно можно говорить, что возвращение к тотальному контролю над всеми этапами кинопроизводства придаёт уверенности, внутренней цельности, откровенности и смелости высказыванию «Матиаса и Максима».
Затрагивая тему авторского почерка, можно выделить некоторые черты, которые раз за разом повторяются, оттачиваются и развиваются в фильмах Долана, что мы увидим и в том числе в «Матиасе и Максиме». Во-первых, это круг тем, о которых предпочитает говорить режиссёр: гомосексуальность и её принятие, токсичные взаимоотношения с родителями, конфликт личности с социальными обстоятельствами, подростковая жестокость, критика общества потребления, навязчивые состояния, момент автобиографичности.
Во-вторых, с точки зрения использования выразительных средств кинематографа Долан предпочитает активное использование крупного плана, отдаляя камеру, лишь для обозначения места действия. Отражение внутреннего мира героя через его внешний вид, к примеру, на лице Максима в фильме огромное красное родимое пятно, которое он никак не может принять, что коррелирует с врождённой гомосексуальностью, которую только предстоит осознать.
Использует музыку в новом фильме Долан чуть менее активно, чем обычно, главной мелодией становится композиция Pet Shop Boys. Мотив судьбоносной вечеринки остаётся и в этом фильме, и сколько бы Матиас не выходил покурить, не решаясь на разговор, чувства оказываются сильнее.
«Матиас и Максим» — наиболее взрослая и взвешенная работа Ксавье, хорошо выученные типажи раскрываются с другого ракурса. Вместо подросткового эгоцентризма и лихорадочных припадков на тему родительской недолюбленности, нам предлагают размышления 30-летних о принятии себя и гармонизации с внешним миром в атмосфере тотального внутреннего напряжения. Кстати, о внешнем, никто не знает, что было бы с героями, если бы этого поцелуя не случилось.
Российский зритель не может не перенести ситуацию на наши реалии, из милой монреальской тусовочки в абстрактную российскую компанию. Вряд ли история была бы столь трогательна, к сожалению, и не случилось бы подталкивающих взглядов и улыбок друзей, а персональный ад вполне вероятен.
Как и лучшие произведения искусства этот фильм не даёт никаких ответов, а лишь задаёт новые вопросы. Часто за дружбой двух людей скрывается нечто большее, некое родство душ, которое иногдаслужит фундаментом и для любовников. Природа возникающего или нет сексуального влечения остаётся загадкой.
Отчасти в «Матиасе и Максиме» есть один из возможных ответов. Окружение парней в фильме как будто только и ждёт появления этого союза. Даже девушка Матиаса как будто всё интуитивно чувствует, родители юношей их поймут, а друзья будут рады. Долан намеренно устраивает почву обстоятельств как можно более питательных, чтобы сосредоточить наше внимание лишь на внутреннем конфликте.
Существует мнение, что Долан не может прыгнуть выше своих ранних работ и его удел один на другой схожие гомосексуальные драмы. Однако, есть масса режиссёров, карьера, которых построена на лирическом аспекте, да чинном и традиционном, но в этом случае все готовы видеть оттенки. Хочется верить, что за клеймом гомоэротизма, зритель увидит нечто большее, поцелуй однополых людей в кадре будет воспринят спокойно и восторженно, а общечеловеческое будет объединять нас всех.
Ася Спиридонова.
18+
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».