К теме техники на газомоторном топливе мы обращаемся периодически уже много лет — едва ли не столько же, сколько выходит сам журнал. В большинстве случаев речь шла о коммерческом или пассажирском транспорте, работающем на газе, реже — о «газовых» или гибридных версиях погрузчиков или другой техники, базовой машиной для создания которых выступает трактор. А как же остальная техника?
По разным подсчетам, в России количество техники, работающей на компилированном и сжиженном природном газе колеблется в пределах от 100 до 170 тысяч единиц. Несмотря на объективные трудности, данное число год от года продолжает расти. Происходит это главным образом потому, что использование природного газа в качестве топлива позволяет предприятиям и частным владельцам существенно снижать транспортные издержки — и не в последнюю очередь в связи с большей экологичностью газа по сравнению с жидким топливом.
Только за прошлый, 2019 год рост продаж природного газа на заправочных объектах «Газпрома» вырос на 30 процентов. Парк газомоторной техники стабильно растет — пропорционально развивается и инфраструктура для ее заправки. В настоящее время уже упомянутый «Газпром» работает над проектами расширения сети заправок на трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-10 «Россия», М-11 «Нева» и Центральной кольцевой автомобильной дороге. Кроме того, совместно с администрациями ряда российских регионов «Газпром» реализует несколько пилотных проектов по ускоренному развитию газозаправочной сети — в Белгородской, Калининградской, Ленинградской, Ростовской областях и в городе федерального значения Санкт-Петербурге. Помимо открытия новых заправок эти проекты также включают в себя создание новых сервисных центров по переоборудованию и обслуживанию техники и развитие парка газомоторных автомобилей.
Большое значение в развитии отечественного рынка автотранспорта на газомоторном топливе имеет государственная поддержка. Только в прошлом году на эти цели из буджета Российской Федерации было выделено 3,4 миллиарда рублей. Кроме того, в двадцати пяти субъектах Федерации в 2019 году снизилась или была обнулена ставка транспортного налога для автомобилей на природном газе. В значительной степени переведены на метан автопарки государственных компаний и самого «Газпрома».
Мощным драйвером развития рынка газомоторного топлива является создание газовых или газодизельных модификаций грузовых автомобилей. Например, магистральный тягач KAMAZ 5490-87 (S5) NEO с газодизельной системой питания расходует жидкое топливо и газ в соотношении 60:40, что обеспечивает владельцам мощную экономию: стоимость газа в среднем вдвое ниже, чем цена на дизельное топливо. При этом ресурс двигателя увеличивается: при сгорании газа на поршневой группе остается значительно меньше отложений. Тягач способен работать на газомоторном топливе без потери мощностных характеристик двигателя, а при отключении подачи газа продолжать работать на жидком топливе с теми же характеристиками, как у обычных дизельных аналогов.
Из чисто газовых моделей полноразмерной грузовой техники, представленных на российском рынке, нужно отметить тягач Iveco Stralis NP460, адаптированный производителем к местным условиям эксплуатации. Загрязненный воздух и высокая влажность его газовому двигателю Cursor 13 нипочем, а легкий пуск и эксплуатацию разработчики гарантируют при температуре окружающей среды до –40 °С. Техника способна работать как на метане, так и на сжиженном природном газе. У версий тягача, использующих тот и другой поочередно, автономный пробег составляет более 1000 километров.
Поставляет в Россию технику на газомоторном топливе и Scania. Причем это как коммерческие автомобили, так и спецтехника различного назначения: седельные тягачи R410 A4x2, G410 A6x4, G410 A4x2 ADR FL, G410 A6x2, бункеровоз Scania G410 B6X4HA с системой крюкового захвата Palfinger, мусоровоз Р340 B6x2*4NA. Мусоровозы на шасси Scania с газовым двигателем оборудуются кузовом с задней загрузкой: четырехколесные — емкостью от 10 до 17 кубометров, шестиколесные — от 18 до 24 кубометров. Тихие, маневренные, экологичные, они отлично подходят для работы среди плотной городской застройки.
Варианты спецтехники — прежде всего коммунального назначения — на шасси с газомоторным двигателем выпускают и отечественные производители. Яркий пример — подметально-уборочная машина КО-318F завода «Кургандормаш» на шасси КАМАЗ. Оборудованная надстройкой FAUN, она хорошо справляется с механизированной уборки, городских дорог, площадей, аэропортов с асфальтовым или цементобетонным покрытием от пыли, песка, щебня, листьев. Традиционно подметально-уборочные машины — довольно шумная техника, однако на КО-318F эта проблема решена — частично за счет более тихого газового силового агрегата, частично благодаря интегрированной опции Silent Plus, позволяющей достичь существенного сокращения уровня шума системы автономного двигателя надстройки и воздуходувного устройства — до 99 дБ. Еще одна полезная опция — система быстрой смены оборудования, позволяющая оперативно переоснастить машину для решения тех или иных задач.
Спецтехника на газомоторном топливе используется главным образом в коммунальной сфере, складском хозяйстве и агропромышленном комплексе. Объем газобалонного оборудования намного превышает объем бака для жидкого топлива, что серьезно ограничивает разработчиков, занятых проектированием техники, — в частности, создает сложности с размещением надстройки и навесного оборудования. Этот момент является ограничивающим фактором, сужающим сферу применения подобной техники.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.