А.А. Попов. Мастеровой за чаепитием. 1865. Частное собрание.
Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека.
Самовар и чаепитие – одна из самых любимых тем русских художников-жанристов XIX века, так как позволяла раскрыть в деталях обыденную сторону жизни россиянина. Житейские истории «вокруг самовара» можно найти на картинах таких известных русских мастеров как Маковского Константина Егоровича и его брата Владимира, Максимова В. М., Неврева Н. В., Корзухина А. И., Поленова В. Д. и др.
А.А. Попов. Автопортрет. 1864. Государственный Эрмитаж.
Отдал дань бытовой теме и художник-жанрист Попов Андрей Андреевич, туляк, имя которого оказалось незаслуженно забытым.
Андрей Попов был выходцем из тульской разночинной среды 2-й половины XIX в. Его отец был тульским мещанином, провинциальным живописцем. Своих сыновей Андрея (1832-1896) и Василия (1838-после 1902) он начал обучал искусству живописи с юных лет, причем дарование Андрея было более сильным. В 1846 году после окончания тульской гимназии Андрей в качестве вольного слушателя поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где начал обучение в классе пейзажной живописи у М. Н. Воробьева. С 1855 года он занимался в мастерской батальной живописи Б. П. Виллевальде. Еще в период своего обучения он был награждён несколькими ученическими медалями (5 серебряных, 3 золотые – в том числе одна большая), Академией была оплачена и его четырёхлетняя поездка в Европу.
А.А. Попов. В трактире. 1859. Государственная Третьяковская галерея.
С самого начала своего уже взрослого творческого пути Андрей Попов подавал большие надежды как художник. Своей живой и интересной манерой изображения образов, художник завоевал огромные симпатии в среде живописцев и искусствоведов, как профессионалов, так и простых любителей. Он принимал активное участие на академических выставках, где представлял свои работы широкому кругу ценителей.
А. А. Попов. Демьянова уха. 1856. Государственный Русский музей.
Попов пользовался поддержкой Общества поощрения художников (с 1849 г. получал пенсионерское содержание от Общества). В 1852 за картину «Березовая роща» и в 1853 г. за картину «Народная сценка на ярмарке в Старой Ладоге» награждался малыми серебряными медалями. В 1854 г. за картины «Школьный учитель» и «Крестьянская семья на пашне» — большими серебряными медалями. В 1856 г. за картину «Демьянова уха» на сюжет басни И. А. Крылова — малой золотой медалью. Эта картина произвела большое впечатление на публику академической выставки 1857 г. характерностью и выразительностью изображенных лиц, своим здравым комизмом. В 1858 г. за картину «Радостное письмо» получил звание классного художника и был назначен вместе с художником П. П. Иковым помощником учителя рисования в классе академика И. Н. Вистелиуса, где преподавал недолгое время.
А. А. Попов. Склад чая на Нижегородской ярмарке. 1860. Государственный Русский музей.
А. А. Попов дважды принимался за исполнение программы на большую золотую медаль, работая над картинами «Постоялый двор» и «Петербургская харчевня». В 1859 году предпринял поездку в Нижний Новгород, собирая материал для картины «Татары нагружают чай в Нижнем Новгороде» (Склад чая на Нижегородской ярмарке), и в следующем 1860 году был награжден за нее большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу. В 1863-1867 годах в качестве пенсионера Императорской академии художества побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Кельне, Франкфурте, Мюнхене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Антверпене, жил в Париже, работал в окрестностях Фонтенбло и в Барбизоне. Тесно общался с жившими тогда в Париже В. Г. Перовым, В. Г. Шварцем, А. А. Риццони. Последний год пенсионерства провел в Риме, откуда в 1867 г. вернулся в Россию.
А. А. Попов. Утро на кухне. 1863. Частное собрание.
С 1870-х жил в Калуге, Туле, Нижнем Новгороде. Работал преимущественно как жанрист; писал пейзажи, увлекался альбомными путевыми набросками. В конце 1850-х — 1860-х выполнил ряд живописных и графических портретов (М. А. Языкова, М. С. Щепкина, И. Ф. Горбунова, П. В. Анненского). А. А. Попов был участником «Пятницких рисовальных вечеров» при Обществе поощрения художников.
Андрей Андреевич с детства отличался слабым здоровьем, и с возрастом здоровье художника лишь ухудшалось. После 1873 года он вообще перестал заниматься активной творческой деятельностью из-за своего физического состояния. В 1873-1874 гг. вместе с братом Василием жил в г. Ялте.
К сожалению, Андрей Андреевич Попов не оставил большого творческого наследия. Имея незаурядный взгляд на вещи, бытовые ситуации и на жизнь вообще, художник мог создать гораздо больше, однако, крайне неблагосклонная к художнику судьба помешала осуществлению всех его смелых планов. Андрей Андреевич Попов скончался 24 июня 1896 года (по другим данным в 1897 г.) в возрасте 64-х лет в родной Туле, где и был похоронен.
Произведения А. А. Попова сейчас находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском художественном музее. Некоторые письма художника хранятся в собрании Государственном архиве Тульской области.
А.А. Попов. Балаганы в Туле на святой неделе. 1873. Государственный Русский музей.
0/5 (0 Reviews)