Театр и йога в четырёх стенах
Анна Лего совместила сразу несколько профессий: она — актриса Белгородского драматического театра имени М.С. Щепкина и тренер по йоге, пилатесу, фитнес-йоге и фейсформингу (гимнастические упражнения для омоложения лица — прим. Ф). Изначально Анна занималась йогой для себя, но потом друзья девушки стали просить заниматься с ними. Лего получила дополнительное образование и стала профессиональным тренером.
Режим самоизоляции сильно повлиял на работу Анны Лего. Спектакли в театре отменили, но репетиции продолжаются. По словам Анны, актёры на самоизоляции работают над новыми спектаклями, которые зритель увидит только после окончания пандемии. Единственное взаимодействие Анны с театральным зрителем во время отмены спектаклей — это чтение отрывков произведений на видео, которые она выкладывает в социальные сети.
Зато для второй работы у женщины на самоизоляции появилось больше времени и возможностей. Тренер начала проводить личные онлайн-занятия по всем направлениям физической культуры, которые она преподаёт. По словам Анны, именно занимающиеся попросили её начать проводить тренировки удалённо.
Фото из личного архива Анны Лего | Фото из личного архива Анны Лего |
— Жизнь меняется, а желание заниматься и поддерживать себя в хорошей форме у моих знакомых не пропало. В занятиях йогой и другими направлениями физической культуры очень важен личный контакт, присутствие тренера, который поправит занимающегося, даст нужное направление. Поэтому перейдя в онлайн-режим я стала проводить индивидуальные занятия, чтобы качество тренировок на пострадало, — рассказала «Фонарю» Анна Лего.
Однако индивидуальные занятия заставили тренера уменьшить количество клиентов: на обычных тренировках Лего занималась одновременно с целой группой. В новых реалиях стало необходимым найти альтернативу для тех, кто не смог попасть на персональные занятия к Анне. Такой альтернативой стал Инстаграм. Туда тренер выкладывает упражнения, которые помогут держать тело в тонусе. Особое внимание Анна в своём инстаграм-профиле уделяет зарядкам. Подписчики пишут, что утренние тренировки помогают зарядиться хорошим настроением и взбодриться.
После завершения самоизоляции Анна Лего собирается отказаться от онлайн-тренировок. Когда театр заработает в полную силу, у артистки уже не останется времени на такое количество индивидуальных занятий.
— Сейчас наступает время больших перемен. Я отношусь к этому так: перемены не бывают хорошими или плохими. Просто жизнь предлагает нам другие правила игры, и мы не можем от них отказаться. Например, мне сложно свыкаться с удаленным обучением у детей. Это кошмар! Остаётся два варианта: впасть в панику или помочь детям освоиться в новых условиях и увидеть в такой форме обучения преимущества. Например, ребенку доступны наглядные учебные материалы «Яндекса», где доходчиво и внятно позитивный учитель раскрывает тему. Это не расстроенный безумием класса педагог, который дрожащей рукой от нервного срыва выводит мелом на доске тему урока. Я во всём ищу плюсы, — говорит артистка и тренер.
Время домашних записей и персональных концертов
Весной музыкант Гуша Катушкин планировал тур и запись песен на студии в Харькове. Но за неделю до отъезда на гастроли всё отменилось. Тогда музыкант решил найти альтернативу привычной деятельности. Живые выступления он заменил на трансляции, а песни стал записывать сам, назвав это новым проектом «Экономклац».
За время карантина Гуша провёл два онлайн-концерта. Первый прошёл 2 апреля. Как говорит сам музыкант, он организовывался в нетерпении. Нехватку выступлений надо было чем-то заполнить.
Фото vk.com/gooshakatooshkin
— Хотелось уже для кого-то поиграть, потому что отменилась вся концертная деятельность. Поэтому первый концерт был очень спонтанный и неподготовленный. Многое было не продумано, все проблемы решались в сию секунду. Из-за этого была масса технических сложностей. Но я проникся атмосферой онлайн-квартирника. На трансляции возникает ощущение, что ты просто связался с человеком по видеосвязи. Как не парадоксально, онлайн-концерт в какой-то степени даже более персональный. И такие отзывы были частыми. У меня у самого было ощущение общения с каким-то условным близким человеком. Потому что случайные люди эфир не смотрели. С людьми, которые оставались слушать, ты чувствуешь какую-то связь, — поделился музыкант.
Это ощущение и заставило Гушу Катушкина сделать второй концерт и подготовиться к нему более основательно. Он изучил, как можно использовать телефон в качестве веб-камеры, с помощью каких программ можно более эффективно организовать сам видеопоток, как устроить стриминг на нескольких платформах с одной камеры. Благодаря этому, на втором концерте появился хороший звук и картинка. Разобравшись с техническими сложностями, Гуша Катушкин решил предложить поклонникам новый формат взаимодействия — «личный квартирник». Слушатель может заказать онлайн-концерт для себя и своей семьи, на котором прозвучат все его любимые песни.
Время, не занятое онлайн-трансляциями, Гуша Катушкин тратит на запись музыки. В новом проекте «Экономклац» появилось уже три песни: «Глаза как у Путина», «Алгоритм» и «Пчелиная печаль». При этом сама идея проекта и его название появились 10 лет назад.
— У нас с товарищем Серёжей Белозёровым возникла мысль сделать что-нибудь смешное, малобюджетное, где можно просто шалить. Но название лежало без дела. Просто в последнее время я отошёл от домашних экспериментов в силу того, что был занят турами. Всё свободное время я старался проводить на студии в Харькове, потому что привык к определённому уровню качества продакшена. В домашних условиях подобного сложно достичь. А тут я вернулся к экспериментам. И чтобы не называть это своим привычным именем, решил реанимировать придуманное слово, — прокомментировал Гуша Катушкин.
Музыкант начал заново учиться приёмам звукозаписи. Он отмечает, что занимался ей в студенческие годы, но никогда не был доволен результатом. Как только у него появилась возможность записываться у профессионалов, он перестал сводить песни сам. Но в условиях карантина Гуше Катушкину пришлось вернуться к домашней записи.
— Я начал навёрстывать всё, что пропустил за годы своей звукозаписывающей пассивности. И сейчас я вошёл во вкус! Потихонечку начинает что-то получаться. Я уже не выкладываю всё подряд, а ищу своё новое, домашнее, звучание. В этом есть свои плюсы, потому что, когда ты работаешь на студии, ты всё равно борешься с влиянием людей, которые участвуют в записи. Здесь я делаю всё сам, и нужно брать на себя ответственность за каждый звук. Это тоже пленительный процесс. Я в него погружаюсь с удовольствием. Новые работы уже занимают всё моё время. С утра и до ночи. Просыпаюсь к обеду, сажусь работать и, собственно, сижу, пока не упаду. Пока непонятно, что мне удастся сделать, а что нет. Но определённо в скором времени записи будут появляться. Уже более причёсанные, но при этом свободные. Я сейчас начинаю нащупывать акустическую картинку, которую мне хотелось давно, но не было времени её создать, — добавил музыкант.
Рассмеши на расстоянии
У стендап-объединения «Человек у микрофона» пауза в живых выступлениях затянулась чуть дольше, чем у других. В середине марта комики Александр Пермяков и Алексей Щегорцов ездили в Москву на кастинг передачи «Открытый микрофон» телеканала ТНТ. После выступления они решили сделать перерыв на две недели. Алексей уехал в родной город на это время. Первое мероприятие после перерыва молодые люди планировали на 4 апреля. Но ввели режим самоизоляции, и комики оказались доступны друг для друга только онлайн.
С первых же дней карантина стендаперы начали приспосабливаться к сложившейся ситуации. За месяц изоляции они перепробовали разные способы взаимодействия со зрителем: записывали шутки в сторис Инстаграма, проводили трансляции онлайн-концертов, делали прямые эфиры в формате «сет-лист» — ведущий придумывает темы, а комик должен на них импровизировать. Александр Пермяков пришёл к выводу, что для юмора в онлайн-пространстве подходит только последний вариант. Другие формы юмора, по мнению участников объединения «Человек у микрофона», переносятся в онлайн с трудом.
— Это не заменяет живое выступление. Мне кажется, такие форматы можно проводить, но пользы в этом не много. Юмор не работает без эмоций зрителей. Возможно, если твои зрители очень активны и пишут комментарии, то может сработать. Но у нас в ответ была тишина, — признались комики.
Фото из личного архива Александра Пермякова
Отказавшись от онлайн-форматов, белгородские стендаперы переключились на создание аудиоконтента. Александр Пермяков 1 апреля выпустил «Шоу на диване». В нём комик собрал шутки многих участников объединения, а также ответил на вопросы, которые прислали слушатели.
— Мы тогда сидели на карантине ещё совсем мало, и все были включены в деятельность. Сначала родилась идея провести мероприятие на 1 апреля, но когда стало ясно, что это невозможно, то решил сделать хотя бы аудио-передачу. Я сделал это в аудио, потому что так это проще обрабатывать. Даже музыку, которая звучит в начале и конце записи, я просто включал на ноутбуке. Я сам не умею монтировать, а попросить было некого. Поэтому там всё записано с одного дубля, — рассказывает Александр Пермяков.
Соратник Александра по объединению Алексей Щегорцов тоже начал работать с аудио-форматами. Застигнутый пандемией дома у родителей, он решил записать подкаст «Разговор с моей семьёй». В нём он узнаёт, как его родственники относятся к его выступлениям и юмору в целом. 10 апреля появился выпуск с братом комика, скоро выйдет разговор с мамой.
— Подкаст — повод пообщаться с семьёй на темы, которые меня волнуют: о стендапе, о комедии, моей жизни. Я пришёл к выводу, что всегда больше переживаешь о реакции родных, чем стоило бы. В моём случае, они воспринимают мою деятельность довольно хорошо. В этом нет дополнительного давления, ожиданий, — говорит Алексей Щегорцев.
Однако оба комика подмечают, что слушателей у них мало, так как сейчас появилось большое количество контента.
— Все переключились на лучшее, и смотреть что-то среднее стало странно. Все решили смотреть то, что они откладывали. А то, что создаешь ты, сидя на карантине, никто не откладывал уж точно. Сейчас такое время, что происходит много событий и часто меняются ценности и взгляды. В стендапе чтобы написать какую-то шутку, нужно иметь твёрдую позицию. То, что сейчас кажется смешным, завтра вполне может кого-то обидеть. Поэтому с каждым днём всё меньше проектов. И это не только для нас так, а вообще для всех юмористов, — замечает Алексей.
Комики всё же не опускают руки и продолжают делать новые проекты. Например, Алексей Щегорцов собирается выпустить стендап-концерт, записанный дома. Стендапер обещает, что форма этого концерта будет необычной, но пока раскрывает только название «Стендап-концерт для карантина с оркестром».
Изоляция длинной в десятки лет
Центр Актуальной Драмы запланировал гастрольный тур по городам России. В первой половине марта коллектив успел съездить в Тулу и Воронеж со спектаклем «Мама» по пьесе Аси Волошиной. По словам актёров, они собрали полные залы и получили множество тёплых откликов от зрителей. Затем театральная труппа собиралась в Москву и Ростов-на-Дону. Но пандемия отменила эти планы. Режиссёр ЦАД Евгения Скирда объявила актёрам, что некоторые проекты театра откладываются до конца режима самоизоляции. Коллектив с пониманием отнёсся к этой новости и принял отмену большинства спектаклей. Сейчас театр показывает в социальных сетях архивы спектаклей.
— Меня на такое решение побудил поступок Александринского театра. Они решили показать в онлайн-режиме премьеру спектакля «Маузер» греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса. Знаете ли вы, что значит для театра показать онлайн, бесплатно, премьеру, которую они готовили большое количество дней? Я говорю даже не о денежных убытках, а что в принципе странно играть спектакль на пустой зал, грубо говоря, для камеры. Нет обмена энергетикой со зрителями, нет даже ощущения премьеры. И я решила, что, если уж такой прославленный театр идёт на подобные рискованные меры, то мне грех гнушаться этим. И в день театра 27 марта я выложила в открытый доступ запись своего спектакля «Спутники и кометы» по пьесе Романа Козырчикова, — рассказывает Евгения Скрида.
Фото из личного архива Евгении Скирды
Затем актёры стали записывать эфиры в Инстаграме. Такую идею коллективу подала одногруппница Евгении Анна Овчарова, чемпионка Швейцарии по фигурному катанию. Она предложила режиссёру поговорить о том, как развивается современный театр и о творческом пути. Евгении понравился такой формат, и Центр Актуальной Драмы сам начал проводить подобные эфиры. К примеру, 3 мая в 20 часов прошёл прямой эфир с белгородской художницей Анастасией Лукшой. Евгения и Анастасия вместе исследовали феномен Иеронима Босха. Кроме того, что Евгения Скирда написала пьесу под названием «Трио — не дуэт». Евгения рассказывает, что пьеса появилась всего за несколько дней.
— Самоизоляция помогает заглянуть внутрь себя, безусловно. У нас есть время, чтобы сосредоточиться на себе, лучше узнать близких людей, с которыми мы живём. Бешеный режим держит людей в постоянном стрессе. Теперь же мы можем спокойно подумать над тем, что будем делать в жизни дальше. Пьеса появилась за несколько дней. Мысль вызрела, и, конечно, этому поспособствовал режим самоизоляции, — говорит Скирда.
Однако режим повышенной готовности повлиял не только на процесс написания произведения, но и на его содержание. Во-первых, время действия пьесы — незадолго до начала пандемии. Во-вторых, тема самоизоляции становится центральной во всём произведении. Но это не временная изоляция в связи с пандемией, а то сосуществование в четырёх стенах, на которое люди обрекают себя сами.
— У персонажей режим самоизоляции длится довольно долго, пару десятков лет, — замечает Евгения Скирда. — Мать и дочь вынуждены жить вместе, а их миры становятся максимально полярными к финалу пьесы. Несмотря на страшное окончание, оно является своеобразным символом краха изоляции. То есть, ты, наконец, вырвалась, вышла из комнаты. Но что потом? Этого не знает никто. И уж, конечно, этого не знаем мы, люди. Россияне, французы, китайцы, американцы. Наверное, осознание того, что твоё будущее максимально туманно и непонятно проходит красной нитью через весь сюжет.
Члены ЦАДа поддержали идею поставить пьесу. Для начала коллектив решил провести читку онлайн. Актёры отрепетировали её в приложении Zoom.
— Это было поначалу очень странно. Ты как будто смотришь фильм, а чувства героев разгадать не можешь. Но потом мы привыкли. Оказалось, что театр живуч, пластичен и может существовать в любых обстоятельствах. Другой вопрос — популяризация такого театра. Я за обмен живыми эмоциями и впечатлениями, — говорит руководитель театра.Актёры провели читку с помощью трансляции ВКонтакте. Они объявили сбор донатов, так как у многих актёров театра финансовые проблемы из-за карантина: одни работают в сфере общественного питания и лишились части дохода, другие совсем остались без работы. Однако денег коллективу никто не скинул. Евгения шутит, что, возможно, их смотрят такие же безработные актёры, которые не в состоянии прокормить даже себя. Полноценную постановку по пьесе «Трио — не дуэт» Центр Актуальной Драмы хочет показать осенью. Коллектив надеется, что к этому времени режим самоизоляции уже окончательно завершится.
Орган в YouTube
Белгородская филармония закрыта для зрителей, но не для артистов. Для сольных исполнителей здесь сделали исключение и разрешили репетировать. Музыканты, которые согласились под свою ответственность посещать филармонию, написали специальное заявление о том, что будут соблюдать дистанцию и правила дезинфекции. На входе в филармонию стоит санитайзер, который должны использовать все, кто входит в учреждение. По зданию необходимо передвигаться только в масках, а в аудитории заниматься по одному человеку. Именно так последний месяц работает органист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин.
Артист говорит, что, несмотря на отмену гастролей, жизнь его не сильно изменилась: он по-прежнему приезжает в филармонию и репетирует. Для этого стало даже больше возможностей. Органист может проводить в зале сколько угодно времени: приезжает после полудня и занимается до ночи. На репетициях Тимур Халиуллин готовится к предстоящим онлайн-концертам. Ближайший из них — «Романтика органа», который состоится 7 мая в 19 часов. Этот концерт снимет целая бригада профессионалов: операторы, режиссёр, специалист по свету.
Фото из личного архива Тимура Халиуллина
— Со мной провести трансляцию очень легко. Я мобильный и могу сам провести свой концерт, справившись полностью в одиночку. Орган и я — этого достаточно, чтобы представить в трансляции полноценную программу. Конечно, задействованы специалисты. Но бригада из пяти человек может создать полноценную онлайн-программу, — говорит Халиуллин.Органист не ограничивается теми проектами, которые он делает вместе с филармонией. Он и сам проводит прямые эфиры. Последним из них стала экскурсия внутрь органа. В ближайшее время Тимур Халиуллин планирует сделать трансляцию, где будет отвечать на вопросы и даже играть то, что попросят зрители. Ещё одним способом общения со зрителями стал YouTube-канал музыканта. Артист завёл его в 2011 году, только начав работать в Белгородской филармонии. Год назад канал взломали, восстановить его получилось только на карантине.
— Вот ещё один плюс самоизоляции: у меня появилось время восстановить свой взломанный и заблокированный YouTube-канал. Чтобы это сделать, мне пришлось много переписываться с командой YouTube в Америке. Это очень долгий процесс. Сначала мой канал восстановили частично: видео не попадали в общий просмотр, но я мог публиковать их и делиться ссылкой. И вот буквально сейчас, на карантине, я полностью восстановил все функции YouTube. У меня даже возобновилась монетизация, и, соответственно, появился небольшой доход оттуда, — добавляет музыкант.
Иногда на канале появляются нарезки с трансляций концертов Тимура. Однако большинство видео музыкант создаёт сам. Органист освоил программу монтажа, купил подходящий компьютер и качественный рекордер, который подходит для записи органной музыки. Халлиулин рассказывает, что ставит микрофон прямо под потолком, именно там лучшая точка для слияния органных обертонов. Одна камера снимает крупную картинку, другие — ноги и тело вблизи. Затем отдельно записывается лицо, трубы органа вблизи. После того, как всё отснято, Тимур накладывает записанную звуковую дорожку. Музыкант при этом считает, что отснять выступление проще, чем подготовиться к нему.
— Самое сложное — это контент. Для меня трудней всего выбрать, что играть, а потом выучить и качественно исполнить. На это уходят месяцы. Например, чтобы записать «Полёт валькирий» Вагнера, я учил его три недели: без остановки, безвылазно, благо на карантине никто меня не отвлекал. Целыми днями: в 2 часа приду, в 10 часов — ухожу. И только затем в конце надел костюм, включил свет, записал пять ракурсов. Потом в течение суток, не торопясь, монтировал. Иногда и монтаж может занимать больше суток, я всё-таки не профессионал. Но большая часть времени уходит на заучивание, — делится опытом органист.
Сейчас Тимур готовит для YouTube-канала несколько новых произведений на рояле. Кроме того, он репетирует выступления к онлайн-концерту 7 мая и программу «Рок на органе», которая состоится 14 мая. В конце месяца, 27 мая, Халиуллин поучаствует в концерте-лекции Натальи Гирявенко и сыграет на закрытии сезона 29 мая.