​«В изоляции»: Сбежать или остаться?

Опубликовано: 2020-05-23 03:00:20



19 мая в онлайн-кинотеатрах состоялась премьера шведского мини-сериала «В изоляции». Уже одно название сериала как бы намекает на особенную актуальность. Мы в изоляции, герои в изоляции, у нас свирепствует вирус, у героев свирепствует вирус, у нас половина в него верит, а половина нет, и у героев также…

По сюжету группа девушек просыпается в странном доме: они не помнят, как туда попали, не знают друг друга и очень напуганы. Все двери заперты, окна разбить невозможно, а вокруг дома – высокий забор под напряжением и с колючей проволокой. Вдруг включается телевизор, и девушкам показывают новости о смертельном вирусе, который угрожает человечеству. Таинственный голос сообщает, что их собрали здесь, потому что они обладают иммунитетом, их кровь – ключ к вакцине. Каждое утро девушки обязаны сдавать кровь и выполнять все указания похитителей. Или все-таки спасителей?

Девушки разделяются на две группы: одни безоговорочно верят всему, что им говорят, другие считают, что их обманывают, и на самом деле никакого вируса нет. Однако все меняется, когда одна за другой они начинают заболевать.

Кадр из мини-сериала «В изоляции»

Кадр из мини-сериала «В изоляции»

Сюжет многообещающ и поначалу кажется интересным. Сериал начинает за здравие, но заканчивает, увы, за упокой. Если в первых сериях повествование развивается неспешно и логично, его словно ведут уверенной рукой, то в последних все сваливается в одну непонятную кучу. Перестаешь понимать, что происходит, кто с кем, почему бывшие враги вдруг заодно, что это за эксперименты, ради чего их вообще проводят и что это за вирус такой страшный. Вдобавок к непониманию ситуации половина девчонок по ходу действия картины куда-то просто исчезает – но не по сюжету, о них просто забыли. Как будто режиссеры из-за отсутствия единой концепции не смогли между собой договориться и каждый серия от серии тянул одеяло на себя, выпячивая своих любимчиков и задвигая в сторону остальных героинь.

Ясно, к слову, только одно: во всем виноваты бессовестные русские. И это уже даже не смешно.

Главные (и не главные) герои в сериале – все женщины. Мелькает пара-тройка мужчин, но именно что мелькает, а одного из них тут же выводят из строя. Зато по части толерантности и терпимости здесь все как положено в Европе: темнокожая девушка есть, китаянка есть, восточная девушка есть, лесбиянка есть. Все типажи на месте, да еще и собраны в одном доме.

С раскрытием характеров дела обстоят непросто. Есть две главные героини – Корнелия (Фелисе Янкелль) и Алекс (Фрида Густавссон). Эти девушки – две противоборствующие силы, как добро и зло. Двуличная Алекс способна мгновенно меняться: только что она улыбчивая и приятная в общении, а через секунду – брызжущая злобой и высокомерием. Однако глаза у нее холодны, как ледышки, даже в моменты отчаяния. Мы видим, какая она есть и какой может быть, если захочет, – но о ее жизни вне стен странного дома так ничего и не расскажут. Что за травма у нее на душе, что случилось с ней прошлом, почему она так относится к людям – ни намека. Алекс представляет собой условную «темную сторону».

Кадр из мини-сериала «В изоляции»

Кадр из мини-сериала «В изоляции»

Корнелия – ее антипод, «светлая сторона». Она сильная, сама принимает решения и анализирует происходящее, она не желает вслепую подчиняться. Корнелия из тех, кто не верит в разговоры о вирусе, что девушки «избранные», и ищет способы сбежать из дома-тюрьмы. Как и Алекс, мы видим ее в стрессовой ситуации. Однако в случае Корнелии создатели вдруг решили рассказать о ней чуть-чуть больше и раскрыли, что она была больна. Это как чеховское ружье, которое обязательно должно выстрелить. Однако в сериале «В изоляции» ружье стреляет холостыми.

Остальные девушки – блеклые и неинтересные. Они едва обозначены и в памяти практически не остаются. Запоминаешь только некоторых, но не потому, что они чем-то особенно выделяются – просто у них реплик больше, чем у остальных, и они чаще перед глазами появляются. При этом вспомнить, как их всех зовут – нереально, как и сосчитать, сколько же их всего заперто в доме. Естественно, что сопереживать героиням в таких условиях невозможно, и остается просто смотреть, надеясь, что в финале все-таки прояснится, что к чему. Однако этого не происходит. По крайней мере 1 сезон оставляет после себя множество вопросов без ответов, а будет ли 2-й – неизвестно.

В сериале «В изоляции» затронуто сразу несколько конфликтов, и каждый из них при хорошем раскрытии мог быть по-своему интересен. Спасти себя или погибающее человечество? Объединиться с врагом ради общей цели или продолжать враждовать, отстаивая личные убеждения? Показать настоящего себя и раскрыться незнакомому человеку или оставаться в стороне, ощетинившись внутренними иголками? Герои здесь постоянно воюют и противоборствуют, и не столько друг с другом, сколько сами с собой. Впрочем, с самого начала ясно, кто из девушек что в итоге выберет: своими поступками и действиями они однозначно демонстрируют свои позиции, с которых сходить не собираются. Все предсказуемо настолько, что легко угадать, кто что скажет и сделает. Спонтанности и неожиданных решений критически мало, действие течет ровненько. «В изоляции» как вкусная булочка с изюмом, из которой зачем-то вынули все изюминки.

Кадр из мини-сериала «В изоляции»

Кадр из мини-сериала «В изоляции»

Какую цель преследовали создатели сериала, создавая свой мини-проект? Хайпануть на тебе вируса? Безусловно, название и описание привлекут к нему внимание зрителей. Но тема вируса здесь не то, чтобы не раскрыта – она в итоге даже не рассматривается толком. Так, предлог, не больше. Может, сыграть на симпатичных актрисах? Да, они необыкновенные, с живой, настоящей красотой. Однако какой от этого толк, если характеры не раскрыты, зрителю не дают понять, почувствовать героинь, «подойти» к ним ближе. А может, создатели хотели обыграть все существующие штампованные сюжеты и выдать нечто свежее, острое, многогранное? Чего-чего, а штампов в «В изоляции» действительно предостаточно (один синопсис буквально «сшит» из них). Но именно в середине сериала, где этой «штампованной конструкции» надо было смело придавать форму, добавлять ей остросюжетности и неординарности, происходит провисание. Шоу начинает «давить» на зрителя тяжестью собственной предсказуемости. Попытки сценаристов исправить ситуацию и добавить «неоднозначности» лишь еще больше запутывают и рассеивают внимание. В итоге вроде как замах на 2 сезон есть – но без кардинального переосмысления подхода к повествованию и грамотной работы над допущенными ошибками он никому не будет нужен.

Related posts