В РТ поднимут качество обучения в автошколах

Опубликовано: 2019-12-25 03:00:18



Совещание на тему роста аварийности на дорогах, происходящей из-за неопытных водителей, недавно закончивших обучение в автошколах, прошло в Республике Татарстан. По мнению руководства ГИБДД, это связано с низким качеством обучения в автошколах.

Факты и статистика

В работе правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, прошедшей в рамках видеоконференцсвязи со всеми районами РТ, приняли участие премьер-министр Шамиль Гафаров, заместитель министра образования и науки Станислав Андреев, начальник отдела Управления по надзору и исполнению ФЗ прокуратуры РФ Владимир Циома, директор Федерации автошкол Артур Абдульзянов и руководители автошкол республики.

Выступая перед участниками совещания, главный инспектор ГИБДД Республики Ленар Габдурахманов отметил увеличение аварий по вине водителей, недавно получивших права. Основной причиной сложившейся неблагоприятной ситуации называется невысокое качество обучения вождению. В итоге на дорогах оказываются начинающие водители, совершенно не подготовленные к участию в движении, ориентирующиеся в теории, но не имеющие должной практической подготовки.

В общем по республике за девять месяцев года зафиксировано более 3200 ДТП, закончившихся гибелью 238 человек, ранениями 4000 человек. Показатель в целом повторяет статистику предыдущего, 2018 года. Удручает факт роста числа ДТП, спровоцированных молодыми водителями с небольшим стажем вождения. Десять процентов погибших на дорогах – вот такова печальная картина неумелого управления автомобилями и отсутствием опыта. Категория начинающих водителей совершила 269 ДТП, в которых пострадали 378 и погибли 28 человек.

По данным, имеющимся в распоряжении Ленара Габдурахманова, большая часть аварий в целом случается, когда водители оказываются на встречной полосе движения, производя обгон. Это не только «болезнь» молодых автолюбителей, вина часто лежит на неадекватной оценке дорожной обстановки перед началом маневра, а также пользованием в момент обгона мобильными устройствами связи.

В РТ активно обустраиваются пешеходные переходы с целью снижения числа наездов на пешеходов, хотя вина последних также велика. Они часто погибают под колесами по невнимательности, выходя на проезжую часть полностью поглощенным прослушиванием музыки в наушниках, общением по телефону и игнорированием дорожных знаков.
Если суммировать статистику за пять лет, то количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях сократилось с 900 до 278 человек, зато выросло число молодых водителей, ставших причиной гибели людей на дороге.

Меры по улучшению качества обучения в автошколах

После анализа фактов было решено направить усилия на улучшение обучения студентов автошкол, поручив разработку сотрудниками ГИБДД специального механизма контроля за работой автошкол, за методикой обучения, проведения внутришкольных экзаменов.

Рекомендуется активнее устанавливать записывающие устройства в классах автошкол и автомобилях инструкторов. Сотрудникам Госавтоинспекции вменяется в обязанность посещать действующие автошколы, проводя в них занятия и демонстрируя учащимся видеосъемку с мест аварий.

Ранее по инициативе республиканских депутатов выдвигалась идея заставить студентов автошкол посещать морги, в которых демонстрировали бы будущим водителям последствия неудачных маневров и цену беспечности на дороге. Безжизненные жертвы аварий по задумке должны были красноречиво объяснить, что правила дорожного движения написаны кровью, а их соблюдение – залог безопасности жизни водителя, его близких и просто случайных людей. Госсовет Республики счел инициативу крайне жесткой, смягчив ее до просмотра на уроках документальных фильмов про аварии и их последствия.

По мнению главы УГИБДД МВД по РТ, изменить ситуацию возможно с введением новых правил для проведения экзаменов на сдачу прав, утвержденных Правительством РФ в следующем году.

Сдать экзамен станет сложнее. Хотя ученики ряда лучших автошкол Татарстана не испытывали затруднений при аттестации в ГИБДД, сдавая на право управления транспортным средством в 95%. Там, где работают опытные и спокойные инструкторы, умеющие доходчиво объяснять не только «правила», но и неписанные законы поведения на дорогах, учащиеся лучше ориентируются в дорожной ситуации и быстрее учатся грамотно водить.

Теоретическую часть экзамена решено дифференцировать для каждой категории водителей, увеличив число вопросов и углубив их. В практической части город и автодром решено объединить, чтобы видеть, как в реальной ситуации реагируют будущие водители. Утвержденные маршруты движения уходят в прошлое, на смену им приходит перечень дорог и улиц, где будет приниматься экзамен на права. Все элементы автодрома будут демонстрироваться в условиях реального городского трафика.

Систему штрафных баллов планируется отменить, но пока нет никаких пояснений насчет критериев оценки действий учеников за рулем.

Нарушения процесса обучения в автошколах будет жестко пресекаться, вплоть до мер прокурорского реагирования. Контролю с 2020 года подлежит весь процесс обучения, включая внутренние экзамены. Учебные автомобили и классные комнаты должны быть оборудованы звукозаписывающей аппаратурой. Обязательно занятия будут посещать сотрудники ГИБДД, рассказывая и показывая, к чему приводит безопасность и нарушение правил на дорогах.

Решено было участить плановые и внеплановые проверки деятельности автошкол с анализом наиболее часто встречающихся нарушений. Все факты ненадлежащего обучения будут фиксироваться и наказываться.

Статистика автошкол

В Республике около 150 автошкол, из которых почти половина (70) – в Казани. Федерация автошкол РТ объединяет почти 50% от общего числа предприятий, занимающихся обучением вождению. В столичных автошколах Татарстана ежегодно проходят обучение до 19 000 человек, из которых 15 000 готовятся к получению прав категории «В».

Автошколы по большем части частные (80%), а государственные представлены автотранспортными колледжами и филиалами ДОСААФ. Федеральных сетевых автошкол нет, т.к. бизнес не слишком доходный и крайне зарегулированный, сопряженный с постоянными проверками, лицензиями и ответственностью. Большая часть организаций, обучающих вождению (72%), существуют уже около 10 лет, сформированные еще при Рифкате Минниханове – бывшем главе Госавтоинспекции Республики.

По статистике автошкол Казани, теорию с первого раза могут сдать 82% учащихся, площадку – 44%, город – 20%. Учащиеся хороших автошкол демонстрируют сдачу теории в 99% случаев и 51% – практики. Зачастую ученики выбирают автошколу по минимальной цене, удобству расположения, не учитывая опыт инструкторов и количество часов необходимого практического «наезда», вынужденно вкладываясь в дополнительные занятия. Необходимо обращать внимание на рейтинг ГИБДД, ранжирующий все автошколы РТ по качеству обучения. Рейтинг обновляется ежеквартально, поэтому информация всегда актуальная.

Related posts