Верховный суд России (ВС) вынес решение по поводу судьбы картины Карла Брюллова «Христос во гробе».
Это дело тянется уже почти двадцать лет и прошло все российское судебные инстанции, вплоть до Конституционного суда.
Началось оно в 2002 году, когда немецкий коллекционер российского происхождения Александр Певзнер приобрел в Бельгии за сто тысяч евро полотно неизвестного художника, изображающего Иисуса Христа во гробе. Заподозрив, что картина принадлежит кисти Брюллова, Певзнер решил атрибутировать ее в России, в Государственном Русском музее.
Картина Карла Брюллова "Христос во гробе". Фото с сайта bfmspb.ru
Там установили, что коллекционер был прав: автором полотна оказался знаменитый живописец Брюллов. Он написал картину в 1846 году для домовой церкви генерал-губернатора Финляндии графа Александра Адлерберга. Позже граф переехал в Германию, забрав с собой и картину, которая долго меняла владельцев, пока не попалась на глаза российскому эмигранту.
Однако вывезти назад в Германию Певзнеру шедевр не удалось. Было установлено, что коллекционер перевез его через российскую границу практически нелегально – с подложными таможенными декларациями, без соответствующего оформления и контроля. На этом основании было возбуждено дело о контрабанде, а картина, оцененная в России в 9,4 миллиона рублей, задержана в качестве вещдока.
Дело было прекращено в ноябре 2013 за истечением срока давности, само же полотно конфисковано и оставлено Государственном Русском музее.
Певзнер, разумеется, оспаривал решение российских властей в различных судах, дойдя до ВС. Однако последний в 2016 году подтвердил правомочность конфискации картины как «орудия преступления» - так как дело о контрабанде прекратили по нереабилитирующим основаниям.
Коллегия ВС РФ, выносящая в 2016 году решение о принадлежности картины. Фото с сайта «Радио свобода»
Впрочем, Конституционный суд, куда обратился Певзнер, постановил вновь открыть дело ввиду новых обстоятельств. Это, однако, никак не приблизило коллекционера к возвращению картины.
В итоге нового витка судебных разбирательств дело вновь попало в ВС. Вдобавок, всплыла ранее остававшаяся в тени довольно мутная история о принадлежности картины. Оказывается, юридически ее владелец не Певзнер и не его супруга, как ранее утверждал истец, а его тесть и теща. При этом последняя от своего статуса владелицы шедевра открещивается.
Изучив эти факты, ВС решил, что вопрос о том, кто является собственником полотна, остается невыясненным. Кроме того, картина имеет особое значение для российской национальной культуры. А в этом случае, согласно конвенции ЮНЕСКО, при решении о принадлежности произведения искусства, которое стало предметом криминального оборота, приоритетна связь между этим предметом и страной его происхождения.
В итоге судебная коллегия ВС отменила решение предыдущей инстанции о возвращении картины супругам Певзнер.
Впрочем, последний подал жалобу на Россию в ЕСПЧ, который уже ее коммуницировал.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен
- Следующая >
- Снегопад может нарушить планы мэрии по повышению явки 18 марта
- В Москве открыт доступ к мощам Николая Чудотворца