Мне постоянно говорили, что нужно выбирать — деньги или дело для души. И то и другое вместе не бывает. А я не верила. Можно искать призвание всю жизнь, а можно с первой попытки найти свое место.
Мой путь был непрост: меня привлекала сфера туризма, но начала я с должности бухгалтера в турагентстве, а продолжила в выписке авиабилетов.
ОглавлениеЭту историю прислала моя читательница Алина Н.
- Как я попала в эту профессию
- Типичный рабочий день
- Почему продолжаю работать
- Зарплата и перспективы карьерного роста
Как я попала в эту профессию
Вариантов попасть в профессию несколько:
- Самый распространенный — найти вакансию, где не нужен опыт работы и вас готовы обучать, но зарплата будет небольшая.
- Самый сложный — самостоятельно пройти курсы по системам бронирования: Amadeus, Sabre, «Сирена», но они стоят дорого. Но даже после курсов и без опыта на хорошо оплачиваемую должность вас не возьмут.
Самый простой — уже работаете в турагентстве. Можно проявить инициативу и попроситься на обучение. В компаниях такой вариант любят.
Плюсом будет прибавка к зарплате: при переводе на новую должность ее обязательно поднимут.
Дополнительные знания, которые понадобятся:
- Английский — хороший уровень приветствуется, но необязателен. В основном нужно читать правила тарифа в системах.
- Высшее образование — любое.
Мой путь был по простому варианту: я уже работала в турагентстве бухгалтером. Через год поняла, что бухгалтерия — это не мое. Мне предложили попробовать себя в выписке билетов — я согласилась.
Обучение длилось примерно месяц. За это время я получила минимальный набор знаний для работы и множество учебников: только дома у меня набралось 11 штук.
Мои учебные пособияЧто я могла после обучения:
- бронировать и выписывать несложные маршруты;
- вести деловую переписку;
- консультировать по расписанию рейсов и предлагать варианты перелетов.
Типичный рабочий день
Обычный рабочий день проходит быстро. Почта завалена заявками, а еще нужно успевать отвечать на телефонные звонки.
Были случаи, когда я вспоминала в 18:00, что еще не выпила ни стакана воды, а обед был только в мечтах.
В отделе всегда шумная и веселая атмосфера. То клиент пришлет забавный запрос, например «Выпишите мне билет, но даты я пока не знаю, с маршрутом не определился, а еще я паспорт меняю, но лететь очень хочу».
Или кто-то из сотрудников ошибся и нужно выходить из ситуации.
Вид моего рабочего стола с открытыми системами бронированияЯ однажды выписала пассажиру билет не туда, а он понял это только в аэропорту. Случилось все из-за того, что у каждого города есть своя буквенная кодировка и некоторые очень близки.
Я спутала Стокгольм (ARN) и Архангельск (ARH). Казалось бы, одна буква, а разница огромная!
Из грустных историй: выписала билет за 56 000 руб. без возможности возврата и ошиблась в фамилии пассажира. Авиакомпания не согласилась исправить фамилию; пассажиру пришлось оформить новый билет.
Счет за неверный билет был выставлен на меня. Да, вы прочитали верно: 56 000 руб. пришлось возместить мне.
О чем вам не скажут на собеседовании:
- Материальная ответственность. Каждая допущенная ошибка в билете стоит денег. Можно ошибиться на 1000 руб., а можно и на 200 000 руб. Иногда компания готова взять штраф на себя или разделить его пополам, но соглашаются неохотно и через воспитательную беседу. Поэтому внимательность должна быть самой сильной вашей стороной.
- Ненормированный рабочий день. Когда высокий сезон и заявок очень много, приходится задерживаться допоздна, а иногда работать по выходным. Работу в выходные оплачивают, а задержки по будням — нет.
- Придется нервничать. Клиенты очень разные, бывают даже личные оскорбления. Из 10 звонков 5 с гарантией будут проблемными.
Почему продолжаю работать
Я выписываю билеты более 10 лет. Сейчас заместитель руководителя продаж. За время работы один раз меняла сферу на другую, но вернулась в билеты.
Что меня держит:
- Каждый день узнаешь новое. Проходишь тренинги от систем бронирования и участвуешь в семинарах авиакомпании. Появляются новые маршруты, открываются новые авиакомпании — жизнь кипит.
- Авиакомпании проводят интересные мероприятия с живой музыкой и национальной кухней. В приятной атмосфере узнаешь про обновленный самолетный парк, новые маршруты, общаешься с коллегами и получаешь подарки.
Есть ли льготы и другие бенефиты
Чего я не получала, работая менеджером по выписке авиабилетов:
- Белую зарплату. Одна часть шла на карту, вторая в конверте, как премия.
- Социальный пакет.
- Плату за задержки на работе по будням, оплату проезда до работы и обратно.
- Оплату питания. Если есть кухня, можно приносить что-то с собой или есть в ближайших кафе. Я приношу свой обед, так как питание в кафе около офиса стоит от 400 руб.
- Работу строго по графику с 9:00 до 18:00. В договоре будет прописаны стандартные условия работы: 8-часовой рабочий день, 28 дней отпуска, но нужно понимать, что работа сезонная. Нужно будет задерживаться, в отпуск могут и не отпустить в желаемые даты. У меня в компании нельзя брать отпуск в сентябре.
А теперь про бонусы. Все они связаны с поставщиками, не с работодателем. У авиакомпаний есть бонусные программы для менеджеров.
За продажу билетов начисляются баллы, на которые можно покупать себе билеты с огромной скидкой. Например: билет в Иркутск стоит 20 000 руб., я могу купить его за 5 000 руб.
Сравнение стоимости билета на сайте а/к и билета, который я могу оформить за бонусыМожно ездить в фам-трипы по приглашению от поставщиков и авиакомпаний. Фам-трип — это рекламный тур. Их организуют для презентации нового направления, отеля, аэропорта.
Тебе оплачивают перелет, проживание и питание. Требуется пару часов в день слушать презентацию и осматривать объект. Остальное время — свободное, его можно тратить на прогулки по городу, шопинг и экскурсии.
Зарплата и перспективы карьерного роста
Устроиться менеджером по выписке авиабилетов можно без опыта работы и получать от 30 000 до 40 000 руб.
У меня было сразу 45 000 руб. только потому, что я уже работала в турагентстве. Возможна удаленная работа с оплатой от 30 000 до 50 000 руб.
Пример вакансии без опыта работы
С опытом работы от года можно претендовать на большую зарплату, но она будет известна только после собеседования. У меня было так:
- старший менеджер — 60 000 руб.;
- заместитель руководителя отдела — 75 000 руб.
Карьерный рост есть, причем возможны варианты:
- Пойти по моему пути: развиваться только в выписке авиабилетов и дорасти до руководителя отдела.
- Перейти в отдел по работе с клиентами: создавать и продавать коммерческие предложения, участвовать в тендерах, заключать договоры.
- Перейти в MICE: заниматься организацией деловых встреч, мотивационных поездок, конференций.
В интернете много ресурсов, где можно самостоятельно, без специальных знаний оформить себе билет, и кажется, что менеджер по выписке авиабилетов больше не нужен.
Это не так. У вас могут измениться планы. А если в данные закралась ошибка? А что делать, если не сажают на рейс? Нужна ли транзитная виза, если вы летите с двумя пересадками? Опоздали на рейс, как быть?
Своей работой менеджер готов помочь вам в нештатной ситуации, ответить на все ваши вопросы и, что самое важное, поможет сохранить ваше время и деньги. А как вы покупаете билеты?