Империя протестантов. Россия XVI — первой половины XIX века

Опубликовано: 2020-02-22 03:00:47



Издательство «Бомбора» представляет книгу Андрея Резниченко «Империя протестантов. Россия XVI — первой половины XIX вв».

Книга представляет собой познавательный экскурс в историю развития разных сторон отечественной науки и культуры на протяжении почти четырех столетий, связанных с деятельностью на благо России выходцев из европейских стран протестантского вероисповедания. Впервые освещен фундаментальный вклад протестантов, евангельских христиан в развитие российского общества, науки, культуры, искусства, в строительство государственных институтов, в том числе армии, в защиту интересов Отечества в ходе дипломатических переговоров и на полях сражений. Достижения многих из них позволили позиционировать Россию как лидера и навечно закрепить российские приоритеты в точных и естественных науках, географических открытиях, промышленных технологиях. Некоторые из этих имен навсегда вошли в историю Российской академии наук.

Автор рассказывает о людях, за именами которых скрывается четырехвековая история удивительных преобразований нашей страны: Иоганн Готфрид Грегори, создатель первого театра на Руси, основатель русского флота Корнелиус Крюйс, Виллим Геннин, создатель первой школы горного дела и основатель Екатеринбурга, отец археологии Сибири Готлиб Мессершмидт, создатель первой светской общеобразовательной школы Эрнст Глюк, хранитель русского языка Владимир Даль, изобретатель первого электромагнитного телеграфа Павел Шиллинг и другие.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом из книги, посвященным Иоганну Готфриду Грегори.

 

В 1669 году лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори, служивший в евангелическом приходе Святых Петра и Павла в Немецкой слободе в Москве, организовал при церкви школу, оборудованную на средства немецкого герцога Эрнста I Благочестивого. Обучение было бесплатным для детей всех сословий и вероисповеданий.

При школе же пастор открыл небольшой театр. В XVII веке в Европе такие театрики были неотъемлемой частью педагогического процесса, на спектаклях закрепляли пройденный на уроках материал. Школьным театром заинтересовался Артамон Матвеев, близкий друг царя Алексея Михайловича. Государь любил бывать у Матвеева, именно в его доме он познакомился с дальней родственницей супруги Матвеева, девицей Натальей Нарышкиной. Наталья Кирилловна царю приглянулась, вскоре он на ней женился.

Рождение царского первенца Петра было решено отпраздновать широко, в том числе организовав настоящее театрализованное представление. Это дело поручили Артамону Матвееву, который для начала решил выписать из Европы профессиональную театральную труппу, но договориться о приезде иностранного театра в Московию не удалось. Матвеев обратился за помощью к пастору Грегори, последнего вызвали во дворец, где сам царь «указал тому иноземцу, магистру Ягану Готфриду, учинить комедию».

Дело было ответственным, как тогда говорили — «государевой важности». Пастор Грегори для начала переделал в стихотворную пьесу один из библейских сюжетов, по мотивам ветхозаветной Книги Эсфирь, создав «трагическую комедию Агасфер и Эсфирь». Исходный текст пьесы, написанный на немецком, Грегори перевел на русский язык с помощью славянской Библии. В окончательном варианте произведение назвали «Артаксерксово действо», оно считается первой пьесой в истории русского театра. Постановку решили сыграть в селе Преображенском, где под наблюдением Артамона Матвеева началось строительство русского придворного театра. Возведение театрального здания завершили в октябре 1672 года, потратив значительные средства на внутреннюю отделку «хоромины», пошив костюмов и декорации. Собрали сводный оркестр, в котором играли домашние музыканты Матвеева и служители протестантской церкви.

Премьера «Артаксерксова действа» состоялась 17 октября 1672 года. Спектакль шел 10 часов, представление получилось ярким, с огромной массовкой и множеством персонажей. На сцене сменяли друг друга десятки актеров, певцов и танцоров; это были ученики пастора Грегори, дети офицеров, купцов и ремесленников Кукуйской слободы. Царское семейство взирало на спектакль, сидя в креслах, обитых красным сукном, а остальная свита разместилась на простых деревянных скамьях. Царь остался доволен увиденным и щедро наградил создателей и участников спектакля.

В дальнейшем Алексей Михайлович распорядился в Кремле «…над Аптекой, что на Дворце, в полатах построить хоромину как быть комедийному действу». Уже в новом помещении была поставлена очередная пьеса пастора Грегори, созданная на основе библейского сюжета о Юдифи и Олоферне, с ариями из различных немецких обработок сюжета. Затем в кремлевском придворном театре состоялась премьера балета на музыку композитора Генриха Шютца «Орфей и Эвридика». Впервые этот балет был показан на сцене дрезденского театра в 1638 году. В России постановка имела настолько большой успех, что пастора Грегори и других «комедиантов» пригласили в царский дворец и допустили к руке Алексея Михайловича, что явилось знаком неслыханной милости. Никогда ранее ни один протестантский пастор и дети иностранцев в этой церемонии не участвовали.

В Немецкой слободе Грегори было поручено создать первую в России театральную школу «по исправлению комедий», в которую лично Артамон Матвеев отобрал 26 москвичей для обучения. В 1674–1675 годах первый русский театр поставил еще несколько спектаклей, которым сопутствовал большой успех. Но увы, главный режиссер и драматург Иоганн Готфрид Грегори тяжело заболел и в 1675 году умер. Без него спектакли прекратились. Лишь 30 лет спустя в Москве возобновятся театральные постановки, после того как в столицу приедет приглашенная по приказу царя Петра I труппа немецких актеров из Данцига.

Related posts