Национальная библиотека Франции
Она же — Парижская библиотека. Ее основателем считают короля из династии Валуа Карла V Мудрого. Во время своего правления монарх организовал внушительное книгохранилище — не только для личного пользования, но и для придворных ученых, которые там работали.
В дальнейшем каждый из правителей Франции — будь то Франциск I, Генрих II или Людовики XIV и XV— внес свою лепту в величие библиотеки. Поэтому она по праву может именоваться королевской.
Кстати, и выглядит она тоже по-королевски. Сам исторический комплекс на знаменитой улице Ришелье состоит из ансамбля зданий XVII–XIX веков и напоминает французский дворец и античный храм одновременно. А на входе вас встречают символы власти: барельеф на фасаде изображает львов, лавровые венки и воинов.
Ватиканская апостольская библиотека
В Ватикане каждый камень — шедевр архитектуры. Что уж говорить о возведенной архитектором Доменико Фонтана Ватиканской апостольской библиотеке.
Так, в Зале славословий приковывает внимание статуя Христа на троне в окружении апостолов: она из позолоченной меди и украшена эмалью и жемчугом (XIII век). А в залах, названных в честь папы Павла V, часами можно любоваться фресками живописца Джованни Батиста Риччи.
Национальная библиотека Конгресса США
Национальная библиотека Конгресса в Вашингтоне — самый большой книжный архив в мире. Ее коллекция насчитывает 32 миллиона книг и 61 миллион рукописей, в том числе одну из четырех пергаментных копий Библии Гутенберга и первую версию Декларации о Независимости. У библиотеки даже есть свой собственный герб.
Библиотека занимает сразу три здания на знаменитом Капитолийском холме. Интересно, что здания соединены между собой подземными галереями. Каждое из зданий является памятником архитектуры своего времени.
Старейшее из них носит имя третьего президента США и по совместительству библиофила Томаса Джефферсона, который был ключевой фигурой при воссоздании библиотеки после ее уничтожения британцами.
Здание построено в 1890-1897 годах и примечательно классицистическим фронтоном (фасад напоминает знаменитую парижскую оперу Пале Гарнье) и расточительно украшенными интерьерами.
Архитекторами стали Джон Л. Смифмайэр и Пол Дж. Пелц. Они совершили несколько поездок в Европу для изучения других выдающихся библиотек, после чего разрабатывали облик здания еще девять лет.
Например, по периметру овального читального зала библиотеки стоят восемь роскошных статуй. Это символы: Философия, История, Искусство, Религия, Закон, Наука, Поэзия, Коммерция.
А на потолке зала семь фигурных панелей авторства Карла Гюхера. Каждая панель символизирует какой-то этап цивилизации. На панелях также можно заметить очаровательных херувимов: они представляют искусства и науки.
В свою очередь, Юго-западный коридор украшен девятью картинами Уолтера Маквина с древнегреческими героями Орфеем, Тесеем, Гераклом и Прометеем.
Бодлианская библиотека Оксфордского университета
Снаружи Бодлианская библиотека — просто шедевр готической архитектуры. Внутри — великая красота: ведь залы расписаны талантливейшими художниками-прерафаэлитами, а сводчатый потолок — рукой знаменитого английского художника Уильяма Морриса.
Возвели ротонду на деньги знаменитого королевского врача Джона Редклиффа. С самого начала предполагалось, что это будет именно библиотека: поэтому продумали круглое основание и обилие окон, дававшие достаточно света для чтения. Но со временем библиотека Редклиффа так расширилась, что ей пришлось переехать в другое место — в отделение Бодлианской библиотеки. Ротонда же осталась как память (кстати, она открыта для посетителей).
Библиотека Клементинум
Изначально в Клементинуме располагался иезуитский коллегиум. Библиотека появилась здесь только в 1622 году: когда сюда перевели книги из библиотеки Карлова университета.
Комплекс Клементинум неоднократно достраивался, расширялся и украшался известными архитекторами, художниками и скульпторами. Поэтому со временем комплекс приобрел невероятно пышный величественный вид.
Также в залах, как во дворцах, антикварная мебель, витиеватые позолоченные перила и ряды редких глобусов (астрономических и географических).
Правда, рассмотреть все это великолепие вблизи не получится. Вход в читальный зал разрешен только научным работникам и студентам по специальным пропускам. Дело в том, что в барочном зале собраны очень старые книги, требующие особенного бережного ухода.