Магия сцены

Опубликовано: 2020-01-18 03:00:24



Артист областного Казахского драматического театра им. Х. Букеевой Сердок Кажмуратов награжден орденом «Парасат». Заслуженный артист Республики Казахстан, лауреат Государственной премии, он играл и в кино.

Он встречает нас в своей гримерке, которую многие годы делит вместе со своей супругой Карлыгаш Аскаровой. Рассказывает о непростом творческом пути, который он прошел с достоинством.

Поступать в институт искусств в Алматы приехал из далекого аула. Сейчас он с уверенностью говорит, выдерживать конкуренцию помогали трудолюбие, целеустремленность, темперамент, ну и, конечно, талант. В этой профессии без него ничего бы не получилось.

Его жизнь – крутые взлеты сменялись падениями, громкие овации зрителей – критикой со стороны руководства театра. Но, как бы то ни было, Сердок Кажмуратов всегда был сосредоточен исключительно на профессии. На то, что мешало его делу, не отвлекался.

Родился в 1950 году в небольшом ауле Ажбай Казталовского района. Отец – табунщик, мать – домохозяйка. В небогатой обычной семье трое детей. Сердок, второй ребенок, самый шустрый, подвижный и смелый.

Мама очень переживала за него, ласково называла Сердок. Вслед за ней так его стали звать родственники, соседи, одноклассники.

Когда получал документ, в нем так и записали: не Сердеш, как положено, а Сердок. С тех пор ласковое имя вошло в его жизнь.

В небольшом селении всего несколько улиц, небольшая школа – центр культурной жизни.

Сердок в числе самых активных учеников. Ни одно школьное мероприятие не проходит без его участия. Имея звонкий голос, он пел. Сцены и зрителей не боялся, чувствовал себя уверенно.

– Мне нравилось выступать, – говорит Сердок ага. – Если у каждого человека есть свое предназначение, то мое – сцена. Никакой скованности, замкнутости и стеснения никогда не ощущал. Наоборот, мне хотелось показать себя, увидеть публику, услышать аплодисменты. Я пел от души. Сначала песенные конкурсы были на районном уровне, затем перешли на областной. В 1967 году, мне тогда было 17, послали на республиканский фестиваль художественной самодеятельности школьников. Там тоже занял первое место и получил ценный подарок – часы «Луч».

Улыбаясь со сцены зрителям и строгому жюри, я тогда еще не догадывался, что самый главный подарок судьба мне только собирается преподнести. Сразу после конкурса, на котором я стал победителем, ко мне подошел представительный мужчина, который говорил, что я талантлив, у меня есть внешние данные и мне можно поступить в Щепкинское училище. Тогда была такая возможность. Но было и еще одно предложение. Набор объявил первый профессиональный театральный режиссер Аскар Токпанов, основатель «Жургеновки» и школы театрального мастерства. Мастер, который впервые поставил на сцене спектакль «Абай». Я решил, что буду учиться у него.

Домой Сердок возвращался в приподнятом настроении. Уже в поезде, лежа на верхней полке, мальчишка представлял себя известным актером, режиссером, спектакли которого проходят на «ура». Тогда он тоже не знал, что судьба порадует его и этим.

Своим родителям о планах говорить не стал, не хотел расстраивать.

– Я был уверен, мать с отцом мою идею не поддержат, а сельчане просто засмеют, – улыбается он. – Кто такой актер для них, сельских трудяг? Клоун, шут. Я им сказал, что буду ветеринаром. Но сказал так, что они мне поверили.

Новость облетела весь аул, и я спокойно уехал учиться. Приезжал на каникулы, что-то рассказывал об учебе, стараясь избегать вопросов, на которые не смог бы ответить. Мать и отец ни о чем не догадывались. Но, как говорят в народе, сколько веревочке ни виться, а конец будет.

Когда я учился на третьем курсе, правда всплыла. Тогда проходил студенческий фестиваль художественной самодеятельности. Участвовали все институты страны. Событие яркое, масштабное, так что его освещало несколько республиканских изданий.

В общем, газета попала в руки моих родителей. Под фотографией, на которой красовался я с микрофоном в руке, было написано: студент института искусств, актерский факультет.

Когда приехал домой, то все уже было спокойно. Мама поддержала меня и даже гордилась, что ее сын станет актером. И с большим интересом расспрашивала меня об учебе. Ей хотелось понять, как становятся актерами.

А я ей объяснял, как мне объясняли наши мастера, что в актере должны сойтись две составляющих – божий дар и трудолюбие. Сюда же необходимо отнести образование, без которого профессионалом не стать. При всей внутренней харизме, врожденном обаянии, умении перевоплощаться нужны знания, благодаря которым любую роль можно довести до совершенства. Правда, бывают исключения. Про таких говорят: «Бог в темечко поцеловал». У меня был такой случай, когда я уже был режиссером. Ко мне пришел парень с дипломом СХИ. Это было здесь, в Уральске. Сказал, хочет играть. Я от него было отмахнулся, а он не отстает. Сейчас это ведущий актер нашего театра Ербол Есендосов.

Сразу после окончания института молодого актера направили в Карагандинский театр. Его напарником по сцене стал Асанали Ашимов, который также учился на курсе Аскара Токпанова.

Здесь он проработает около 25 лет. Получит основные свои регалии. Но Сердок ага уверен, что самое главное не грамоты и премии, которые он получал. Главное – любовь зрителя, обмануть которого невозможно.

На сцене он жил, умирал, воскресал. И всегда был правдивым.

– Тебе весело и хорошо, а ты будь на сцене темнее тучи, переживай горе. Тебе больно, а ты смейся, такова наша профессия, – говорит он.

О смерти отца он узнал за несколько минут до выхода на сцену. Его сердце разрывалось, но он играл. И веселый зритель не почувствовал, что творится в душе актера. А утром рано он улетел на похороны, но не успел.

Через много лет Сердок ага приехал на родину. Он уезжал беспечным юношей, а вернулся опытным мастером, который уже имел своих учеников. Его назначили на должность главного режиссера театра. И он справлялся с возложенными на него обязанностями. Но, ставя спектакли, которые воспринимались публикой, и требуя от актеров что-то, он всегда хотел играть сам. Ведь сцена для него – жизнь.

– Сцена сильно меняет человека?

– Во всех смыслах. Вот стоит актер – обычный человек, может быть, даже неинтересный. Но на спектаклях его не узнать.

Одни зрители любят его режиссерские постановки, другие хотят видеть на сцене театра. Но есть и другие поклонники, те, кто любит кино, в котором он снимался.

В 1970 году он сыграл в фильме «Начальник охраны», в 1980-м – в картине «Пора звенящего зноя».

Сердок ага может долго рассказывать о своей профессии и судьбе. Но времени у него нет, нужно торопиться на репетицию, опаздывать он не любит и не делает этого никогда.

Related posts